Тема 3. Образование и употребление форм числительных
Задание 147. Сравните парадигмы склонения числительных:
а) сто, девяносто, сорок;
б) пятьдесят, пятьсот;
в) сто, двести и существительного «сотня» во множественном числе;
г) шесть, шестьдесят и шестьсот в тв. падеже.
Задание 148. Просклоняйте следующие словосочетания:
198 монет, 586 километров, 369 учеников, 1675 зерен, полтора ведра, обе сестры, оба брата.
149. Поставьте словосочетания в творительный падеж.
8 метров, 80 секунд, 800 строк, 8000 участков, 5 метров, 50 страниц, 500 станков, 5000 гектаров, 6 сигарет, 60 тракторов, 600 самолетов, 6000 рублей.
746 (цех), 722 (участок), полторы тысячи рублей, 1898 слов, 5762 экспоната, 32 874 метра, 5 876 439 килограммов.
Задание 150. Найдите ошибки в употреблении числительных и образованных от них слов.
1. Около триста сорока пяти детей приехали в лагерь в этом сезоне. 2. В день празднования восемьсотпятидесятилетия Москвы ... 3. Вместе с новыми тысяча двести тремя словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырех тысяч пятьсот шестидесяти слов. 4. История эта изложена на сто семидесяти девяти страницах. 5. Библиотека пополнилась пятьсот семидесятью шестью книгами. 6. Теплоход с восемьсот девяноста пятью пассажирами на борту… 7. Нуждающимся в социальной реабилитации детям оказывается помощь семистами девяноста тремя учреждениями. 8. Только в одной теплице со ста квадратных метров было получено около трех тысяч двести пятидесяти килограммов огурцов. 9. На митинге присутствовало около трехста двадцати человек. 10. Весь их путь оказался равным четыреста двадцати пяти километрам. 11. На пошив хорошего костюма не хватало полтора метра ткани. 12. Об этих пятисот рублях и говорить не стоит. 13. Ему недоставало сто рублей. 14. На вечеринке нас было пятеро девушек. 15. Отныне покупатели «Mavi jeans» могут совершать покупки более чем в двухсот семидесяти магазинах. 16. Террористы освободили уже двадцати четырех человек. 17. Реорганизация предприятия произошла в двух тысячи десятом году.
Задание 151. Дайте мне, пожалуйста, два молока (диалог в магазине). Замените в контексте числительное два на три, четыре, пять. Объясните особенность сочетания числительных с существительными singularia tantum.
Задание 152. Проехало пять саней. Замените в контексте числительное пять на четыре, три, два. Объясните особенность сочетания числительных с существительными pluralia tantum.
Задание 153. Из приведенного ниже списка выпишите слова, которые: 1) одинаково хорошо сочетаются как с количественными, так и с собирательными числительными; 2) сочетаются только с одним из числительных. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Брат, сестра, юноша, мужчина, волк, волчица, волчонок, вывод, мысль, убеждение, очки, очко, стул, парта.
| Два | Двое |
Брат | брата | братьев |
Сестра | сестры | – |
Сформулируйте правила употребления собирательных числительных в современном языке.
Задание 154. Дополните предложения, заменив цифру количественным или собирательным числительным. Отметьте возможности нескольких решений.
1) 3 (друг) стояли в кузове и смотрели на все, что было знакомо с детства. 2) Скоро комната наполнилась детьми, прелестными девочками и мальчиками. Их было 5. 3) В толпе заключенных небольшой группой стояли мужчины. 4 из них вышли вперед. 4) Раненых было 7. 5) От коменданта прислали 2 (розвальни). 6) С пролетки не спеша сошли 2 (седоки). 7) Они вырастили 2 (сын) и 2 (дочь). 8) Семья Назаровых взяла на воспитание 3 (сирота). 9) На остановке вошли 2 (мужчина) и 2 (женщина). 10) На кафедре работают 7 (доцент) и 2 (профессор). 11) 5 (студент) мы отчислили.
Задание 155. Объясните различия в падежных формах.
Я купил два стола и три стула. Я встретил двух девочек и трех мальчиков. Он увидел пять волков. Посадили три березы, четыре клена, пять тополей. Пригласили трех учительниц, четырех ткачих, пять журналистов.
Вставьте в каждое предложение составные числительные (тридцать два, сорок три, двадцать четыре и пр.) В чем особенность их употребления по сравнению с простыми числительными? Вставьте также в каждое предложение сначала слово один, а затем двадцать один. Сделайте вывод.
Задание 156. Раскройте скобки.
Отправить на соревнование (24 спортсменки), приобрести 4 (прекрасная скаковая лошадь), отметить 32 (лучший участник), продержаться 22 (сутки), принять экзамен у 21 (студент).
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.