Задания и упражнения
1. Распределите приведенные слова в две группы; 1) общеупотребительная лексика; 2) лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Видеть, вперед, фрикасе, забывать, злоключение, мороз, коваль, ключ, йодоформ, новый, злиться, казнокрадство, портал, семья, гуторить, вина, пользительный, сторона, каравелла, явиться, вечерять, ждать, мерзнуть, на-гора, поилец, молчать, большак, шрифт, просьба, зипун, корабль, кайло, место, своеобразно, хужеть, навек, ночное, отслаиваться, орясина, наторелый, красиво, кок, прикуп, штиль, штопор (в значении «фигура высшего пилотажа – падение по винтовой линии»).
2. Из списка слов, бытующих в сибирских говорах (по данным «Словаря русских говоров Сибири»), выделите семантические, словообразовательные, лексические типы диалектных слов, а также этнографизмы. Выявите слова с прозрачной внутренней формой (с точки зрения носителя современного русского языка).
Белковать, зверовать, пимы (валенки), зимовье (времянка в лесу), баской (красивый), бус (мелкий дождь в ненастье), голбец (подпол), лыва (лужа), морок, хмара (ненастье), бежать (ехать), летний (теплый), яблоки (картофель), барануха (овца), кедрач (кедровый лес), орешничать, шишковатъ, погода, вёдро (хорошая погода), грибы, грузди (съедобные грибы), губы (несъедобные грибы), кислица (красная смородина), жалюга, жальница, ожалок (крапива), бескормица (голод), подоконник (нищий), лопотъ (одежда), кухлянка (одежда из оленьей шкуры шерстью вверх), жарки (купальницы).
3. Пользуясь словарями диалектной лексики, определите лексическое значение выделенных слов.
1. Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? 2. Серым веретьем стоят шалаши, глухо баюкают хлюпь камыши. 3. Побегу по мятой стежке на приволь зеленых лех, мне навстречу, как сережки, прозвенит девичий смех. 4. И гудит за корогодом на лугах веселый пляс. 5. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом пеной я цвет разнесу. 6. И крохи сочные бросаю лесным камашкам на траву. 7. Погадала красна девица в семик. 8. Старый кот к махотке крадется на парное молоко. 9. Вьется сажа над заслонкою, в печке нитки попелиц. (Есенин.)
4. Выпишите из предложений диалектизмы: собственно лексические, семантические, фонетические, словообразовательные и этнографические. С помощью диалектных словарей определите их значение. Есть ли различия у писателей в способах включения диалектных слов в текст?
1. Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения (Пушкин). 2. Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий, угрюмый (Тургенев). 3. Возле кормы на лодке устроен небольшой навес от дождя, «заборница», вроде кузова на нашей дорожной таратайке (Пришвин). 4. Анютке поглядеть лестно (Л. Толстой). 5. – А к чему, подобно, пришла? (Л. Толстой). 6. Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ» (Тургенев). 7. Михаил прошел в задоски, заглянул в девочешник – так называли маленький закуток с одним окошком за задосками (Абрамов). 8. – Ты их в бане-то погляди. Все из одного теста. У одного потолще брюхо, а то потоньше, только и различки в них (Л. Толстой). 9. На мужике был потертый пиджак из новины (Абрамов). 10. – Ну и последний тебе ветер – побережник, как бы сказать, северо-запад. Тот дикой, холодной и взводень большой роет, худой ветер (Казаков).
5. В приведенном тексте найдите термины и профессионализмы.
Одной из диковин оказался десятиполосный анализатор спектра. Звуковые сигналы подавались непосредственно от микрофона на входы десяти фильтров, а выходы их управляли «перьями», которые писали по движущемуся рулону розовой бумаги, пропитанной йодистым раствором. Каждое прикосновение пера оставляло след – коричневую точку или полоску. Так возникали четко видимые спектры звуковых колебаний. Десять «перьев» соответствовали десяти каналам частоты от 60 до 3000 герц. Степень затемнения «строки» позволяла судить об энергии в данной полосе
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2