Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
Задание 143. Укажите, какие из способов образования степеней сравнения не соответствуют кодифицированной норме.
Глубже – более глубокий – более глубже; более выше – повыше – более высокий; звонче – звончее – более звонкий; теплее – теплей; дешевле – дешевше – дешевее – подешевле; моложе – младше.
Сильнейший – самый сильный – самый сильнейший; самый лучший – наилучший – самый наилучший, честнее всех – самый честнейший – честнейший.
Задание 144. Ознакомьтесь с проблемой образования кратких форм прилагательных на –енный, используя следующие источники:
1. Чернышев В.И. Правильность и чистота русской речи // Основы культуры речи. Хрестоматия. М., 1974. С. 88-90
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.С. 94.
В чем суть правил образования кратких прилагательных, сформулированных В.И. Чернышевым и Б.Н. Головиным? Для каких грамматических групп они сформулированы?
Проведите статистические и экспериментальное исследование вопроса о закономерностях в образовании кратких форм прилагательных, используя следующий материал: бездейственный, безнравственный, безответственный, бессмысленный, бесчисленный, бесчувственный, блаженный, божественный, величественный, ветреный, двусмысленный, естественный, женственный, жизненный, искусственный, мужественный, невежественный, ответственный, свойственный, таинственный, тождественный, хозяйственный.
Совпадают ли ваши наблюдения с рекомендациями справочников? В чем причина расхождений?
Задание 145. Образуйте краткие формы мужского рода от следующих прилагательных. При затруднении используйте словарь. Безжизненный, возвышенный, кощунственный, купленный, мгновенный, мертвенный, надменный, неприязненный, нетленный, отмеренный, почтенный, презренный, проникновенный, растленный, родственный, суверенный, художественный.
Объясните причину выбора формы.
Задание 146. Малый академический словарь дает лишь одну краткую форму мужского рода от прилагательных благословенный и смиренный (благословен, смирен), а «Краткий словарь трудностей» Н.А. Еськовой допускает две формы: благословен и благословенен, смирен и смиренен. Чья точка зрения представляется Вам более обоснованной?
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.