2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
Предмет и объект социальной и культурной антропологии
Социальная и культурная антропология представляет собой область познания, в которой человеческое существование стало предметом анализа и объяснения, а не только описания и оценки, как это было во времена, предшествующие формированию социальных наук. Её содержание можно охарактеризовать двумя хорошо известными в истории европейской мысли формулами. В философском смысле границы очерчиваются знаменитыми вопросами И. Канта, на которые должна ответить антропология: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? наконец, что есть человек? На прагматическом уровне она должна соответствовать требованиям О. Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы мочь; мочь, чтобы предупреждать.
Предмет социальной и культурной антропологии. С начала становления этой науки и по настоящее время важной темой исследования является исторический, даже преисторический генезис культуры и общества. На основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека как вида исследователи строили и продолжают строить крупномасштабные теории. И хотя их авторы претендуют на реконструкцию исторической и преисторической реальности, такие построения не следует отождествлять с тем, «что было на самом деле». Это не более чем концептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенные идеализированные схемы, служащие точкой отсчета при организации эмпирического материала. Концепции «первобытного общества» могут быть удобным инструментом для сравнения вариаций однородных явлений культуры, обнаруживаемых в достаточно простых сообществах; для оценки ранних стадий формирования личности или межличностных отношений; для интерпретации возвращения сложных социокультурных форм к более простым состояниям и т. п., но не более. В настоящее время в науках об обществе и культуре отношение к таким моделям как к реальности (их онтологизация, реификация) встречается все реже.
Сейчас стало очевидным, что более эвристично для познания культуры рассматривать человека внутри современных, институциональных, межличностных связей и в этом контексте прослеживать его представления о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной реальности. По-видимому, это может дать более достоверные сведения о генезисе культурных явлений, процессов, форм, нежели фантазии о прошлом, основанные на скудном эмпирическом материале.
Распространение антропологической идеологии на изучение процессов и явлений, происходящих в «индустриальных» обществах, ускорило развитие социальной и культурной антропологии. Работы, выполняемые в США в 1920-х гг. в рамках Чикагской школы, определили формирование урбанистической антропологии с акцентом на исследовании неформальных групп и объединений. Школа «человеческих отношений», сложившаяся в США в 1930-х гг., стимулировала изучение антропологических аспектов отношений между людьми в различного рода формальных организациях. Работы, связанные с попытками объяснить происходящие в сложных обществах процессы через идею «национального характера» (1940 —50-е годы), способствовали становлению более тонких подходов в психологической антропологии. Изучение лингвистической коммуникации в модернизированных обществах (1960 — 70-е гг.) обусловило расширение спектра тем в области культурной семантики.
В настоящее время социальная и культурная антропология — это область научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни людей. Её познавательную направленность можно определить следующим образом:
изучение созданных людьми объектов, или, как их принято называть, артефактов (вещей, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев); их порождений, складывающихся вокруг них отношений и взаимодействий;
построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активность людей в природном и искусственном окружениях, проявляющуюся в общих (культурно-антропологические универсалии) и специфичных (культурное многообразие) проявлениях и формах;
построение теоретических моделей макро- и микродинамики культурных процессов.
В соответствии с такого рода познавательными задачами основными предметными областями социальной и культурной антропологии являются:
биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с окружением;
способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и диахронном планах;
процессы порождения и динамики знаковых систем;
способы формирования и поддержания внутри-культурной и межкультурной коммуникации; предпосылки, формы и технологии освоения трансляции культурного опыта;
функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупповых отношений;
условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни людей на уровне обществ и сообществ.
Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований
В качестве исследовательских объектов социальной и культурой антропологии к настоящему времени сложились следующие:
культурно-исторические регионы, поселения различных типов;
специализированные области культуры, исследование которых обусловило формирование таких субдисциплин, как экономическая, политическая, правовая антропология, антропология религии, антропологические направления в изучении искусства, массовой культуры, образования;
социокультурные слои (например, антропологический анализ элит в обществе, «культура бедности»), группы (субкультуры), организации (корпоративные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология);
индивиды (культурно-антропологический анализ образа жизни людей, его изменений на протяжении жизненного цикла; внешней обусловленности нарушений физического и психического здоровья, отклоняющегося поведения; индивидуальных побуждений к изменениям и способов их реализации).
Что касается принятых сегодня теоретических способов упорядочения эмпирических данных и объяснения культурных фактов, динамики и многообразия культурных феноменов, то их можно свести к следующим доминирующим направлениям:
эволюционная теория, где считается, что совокупности социокультурных феноменов различаются по степени совершенства и возможно движение по этой шкале вверх и вниз;
культурный материализм, где считается, что совокупности социокультурных форм различаются по их адаптационным преимуществам;
диффузионизм, где считается, что совокупности сходных социокультурных феноменов имеют общий источник или связаны друг с другом через механизм заимствования;
функционализм, где считается, что различные социокультурные образования в пределах одной группы являются взаимоподкрепляющими;
французская социология, где считается, что совокупности социокультурных образований отличаются друг от друга внутренней последовательностью, гармоничностью, степенью взаимности;
британский социальный структурализм, где считается, что сходные по внутренней структуре социокультурные явления могут быть внешне совершенно различны, а кажущиеся сходными феномены могут различаться в некотором существенном отношении и один из них может быть детерминантой другого;
психологическая антропология, где считается, что некоторые виды социокультурных феноменов представляют собой вариации на определенную тему (например, удовлетворение человеческих потребностей) или некоторое социальное измерение (например, социальная дифференциация);
французский структурализм, где считается, что все человеческие феномены определенного типа детерминированы некоторым набором врожденных принципов (пределов), прямо не наблюдаемых в самих феноменах.
Таковы сегодня источники объяснительных принципов и моделей, которые могут быть использованы для интерпретации динамики и многообразия культурных феноменов различного масштаба и различной степени устойчивости во времени.
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.