logo search
Antropologia

2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.

Предмет и объект социальной и культурной антропологии

Социальная и культурная антропология представ­ляет собой область познания, в которой человеческое существование стало предметом анализа и объяснения, а не только описания и оценки, как это было во време­на, предшествующие формированию социальных наук. Её содержание можно охарактеризовать двумя хоро­шо известными в истории европейской мысли фор­мулами. В философском смысле границы очерчивают­ся знаменитыми вопросами И. Канта, на которые должна ответить антропология: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? наконец, что есть человек? На прагматическом уровне она дол­жна соответствовать требованиям О. Конта: знать, что­бы предвидеть; предвидеть, чтобы мочь; мочь, чтобы предупреждать.

Предмет социальной и культурной антропологии. С начала становления этой науки и по настоящее вре­мя важной темой исследования является исторический, даже преисторический генезис культуры и общества. На основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования чело­века как вида исследователи строили и продолжают строить крупномасштабные теории. И хотя их авторы претендуют на реконструкцию исторической и преисторической реальности, такие построения не следует отождествлять с тем, «что было на самом деле». Это не более чем концептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенные идеализиро­ванные схемы, служащие точкой отсчета при органи­зации эмпирического материала. Концепции «перво­бытного общества» могут быть удобным инструментом для сравнения вариаций однородных явлений культу­ры, обнаруживаемых в достаточно простых сообще­ствах; для оценки ранних стадий формирования лич­ности или межличностных отношений; для интерпре­тации возвращения сложных социокультурных форм к более простым состояниям и т. п., но не более. В настоящее время в науках об обществе и культуре отноше­ние к таким моделям как к реальности (их онтологизация, реификация) встречается все реже.

Сейчас стало очевидным, что более эвристично для познания культуры рассматривать человека внут­ри современных, институциональных, межличностных связей и в этом контексте прослеживать его представ­ления о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной реальности. По-видимому, это может дать более достоверные све­дения о генезисе культурных явлений, процессов, форм, нежели фантазии о прошлом, основанные на скудном эмпирическом материале.

Распространение антропологической идеологии на изучение процессов и явлений, происходящих в «ин­дустриальных» обществах, ускорило развитие социаль­ной и культурной антропологии. Работы, выполняемые в США в 1920-х гг. в рамках Чикагской школы, опре­делили формирование урбанистической антропологии с акцентом на исследовании неформальных групп и объединений. Школа «человеческих отношений», сло­жившаяся в США в 1930-х гг., стимулировала изуче­ние антропологических аспектов отношений между людьми в различного рода формальных организациях. Работы, связанные с попытками объяснить происходя­щие в сложных обществах процессы через идею «на­ционального характера» (1940 —50-е годы), способство­вали становлению более тонких подходов в психоло­гической антропологии. Изучение лингвистической коммуникации в модернизированных обществах (1960 — 70-е гг.) обусловило расширение спектра тем в области культурной семантики.

В настоящее время социальная и культурная ант­ропология — это область научного познания, предназ­наченная для изучения содержания совместной жизни людей. Её познавательную направленность можно определить следующим образом:

В соответствии с такого рода познавательными задачами основными предметными областями социаль­ной и культурной антропологии являются:

Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований

В качестве исследовательских объектов социаль­ной и культурой антропологии к настоящему времени сложились следующие:

Что касается принятых сегодня теоретических способов упорядочения эмпирических данных и объяс­нения культурных фактов, динамики и многообразия культурных феноменов, то их можно свести к следую­щим доминирующим направлениям:

Таковы сегодня источники объяснительных прин­ципов и моделей, которые могут быть использованы для интерпретации динамики и многообразия культурных феноменов различного масштаба и различной степени устойчивости во времени.