Тема 4. Образование и употребление форм глагола
Задание 157. Образуйте от следующих глаголов форму первого лица единственного числа. Поясните возникающие затруднения. В случае наличия вариативности назовите литературный и просторечный вариант.
Ощутить, мутить, бузить, пылесосить, висеть, победить, убедить, очутиться, дерзить, чудить, весить, бдеть, затмить, угнездиться. Укажите глаголы, которые не являются глаголами недостаточного спряжения.
Задание 158. Иногда к группе недостаточных глаголов относят следующие: закипеть, усыхать, ржаветь и т.п. На чем базируется такое решение? Имеет ли такое понимание недостаточных глаголов отношение к ортологии?
Задание 159. Поставьте глаголы в первом и третьем лице. Для изобилующих глаголов определите старшую норму.
Колыхаться, брызгать, махать, внимать, капать, рыскать, полоскать, обессилеть, уведомить, выздороветь, метать, бороздить, вынудить, мяукать, опротиветь, плескать, тыкать, щипать, ютиться, трепать.
Задание 160. Определите, к каким словоизменительным классам относятся варианты изобилующих глаголов, перечисленных в предыдущем упражнении.
Задание 161. Выберите из приведенных слов наиболее подходящее по смыслу:
Двигаются – движутся: 1. Стрелки часов… 2. Революции … историю. 3. Им … чувство долга. 4. Поезд медленно … вдоль перрона.
Капает – каплет: 1. С лица … пот. 2. Над нами не … 3. Сестра … лекарство в рюмку.
Мечет(ся) – метает(ся): 1. Мать … по комнате. 2. Рыба … икру. 3. Девушка … диск.
Рыщут – рыскают: 1. Волки… 2. По деревне … полицейские.
Тычет – тыкает: 1. …зонтиком, 2. … старшим, 3. …пальцем.
Брызжет – брызгает: 1. ... водой, 2. … мясо вином, 3. … слюной в ярости, 4. … одеколоном на платок.
Двигает – движет: 1. … науку, 2. … мебель, 3. тщеславие … им.
Задание 162. Являются ли данные пары вариантами/ разными словами? Приведите контекст употребления. Дайте нормативную оценку вариантов. Брызжет – брызгает, жаждет – жаждает, кличет – кликает, колеблет – колебает, колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, плещется – плескается, мяучит – мяукает, мурлычет – мурлыкает, полощет – полоскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает – щипит, сыплет – сыпит, треплет – трепит.
Задание 163. Образуйте формы прошедшего времени:
вянуть, завянуть, сохнуть, засохнуть, киснуть, прокиснуть, крикнуть, лопнуть, мерзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, раскиснуть, сдохнуть, смолкнуть, стукнуть. Сформулируйте правило использования глаголов с суффиксом –ну–.
Задание 164. Образуйте формы повелительного наклонения:
ездить, ехать, поехать, ржаветь, вынуть, бежать, положить, класть, лечь, захотеть, смочь, утаить, кроить, поить, испортить, морщить, корчить, сквозить, очутиться, прикончить.
Задание 165. Объясните причины появления ненормативных единиц:
ложи, положь, ехай, езжай, едь, ляжь, бежи, не плакай, спрятай, не пущай, отскочь, не трожь, влазь, не лазий, слазь, пусть текет, не моги, нагинайся, как хотишь.
Задание 166. Составьте видовые оппозиции со словами:
заготовить, закалить, изготовить, морализовать, заподозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опорочить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить, померкнуть, вторгнуться, избегать. На каком этапе формирования нормы находятся употребления моделей образования глагольного вида?
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 167. Выполните ортологический анализ грамматических форм по схеме комплексного анализа.
1.заготовлять/заготавливать, 2. гложет/глодает, 3. много народа/много народу, 4. после окончания/по окончанию/по окончании, 5. сох/сохнул, 6. килограмм/килограммов, 7. двое котят/два котенка, 8. величествен/величественен, 9. полотенец/полотенцев, 10. в нескольких стах писем/в нескольких сотен писем, 11. сладкий кофе/сладкое кофе, 12. директор пришла/директор пришел, 13. эти жалюзи/это жалюзи, 14. езжай/поезжай, 15. обессилею/обессилю, 16. килограмм сахара/сахару, 17. в Пушкино/в Пушкине, 18. наше кафе-столовая/наша кафе-столовая, 19. далекое Чили/далекая Чили.
Образец:себя саму – себя самоё.
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.