logo search
Uch-met_posobie_ortologia

Тема 4. Образование и употребление форм глагола

Задание 157. Образуйте от следующих глаголов форму первого лица единственного числа. Поясните возникающие затруднения. В случае наличия вариативности назовите литературный и просторечный вариант.

Ощутить, мутить, бузить, пылесосить, висеть, победить, убедить, очутиться, дерзить, чудить, весить, бдеть, затмить, угнездиться. Укажите глаголы, которые не являются глаголами недостаточного спряжения.

Задание 158. Иногда к группе недостаточных глаголов относят следующие: закипеть, усыхать, ржаветь и т.п. На чем базируется такое решение? Имеет ли такое понимание недостаточных глаголов отношение к ортологии?

Задание 159. Поставьте глаголы в первом и третьем лице. Для изобилующих глаголов определите старшую норму.

Колыхаться, брызгать, махать, внимать, капать, рыскать, полоскать, обессилеть, уведомить, выздороветь, метать, бороздить, вынудить, мяукать, опротиветь, плескать, тыкать, щипать, ютиться, трепать.

Задание 160. Определите, к каким словоизменительным классам относятся варианты изобилующих глаголов, перечисленных в предыдущем упражнении.

Задание 161. Выберите из приведенных слов наиболее подходящее по смыслу:

Двигаются – движутся: 1. Стрелки часов… 2. Революции … историю. 3. Им … чувство долга. 4. Поезд медленно … вдоль перрона.

Капает – каплет: 1. С лица … пот. 2. Над нами не … 3. Сестра … лекарство в рюмку.

Мечет(ся) – метает(ся): 1. Мать … по комнате. 2. Рыба … икру. 3. Девушка … диск.

Рыщут – рыскают: 1. Волки… 2. По деревне … полицейские.

Тычет – тыкает: 1. …зонтиком, 2. … старшим, 3. …пальцем.

Брызжет – брызгает: 1. ... водой, 2. … мясо вином, 3. … слюной в ярости, 4. … одеколоном на платок.

Двигает – движет: 1. … науку, 2. … мебель, 3. тщеславие … им.

Задание 162. Являются ли данные пары вариантами/ разными словами? Приведите контекст употребления. Дайте нормативную оценку вариантов. Брызжет – брызгает, жаждет – жаждает, кличет – кликает, колеблет – колебает, колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, плещется – плескается, мяучит – мяукает, мурлычет – мурлыкает, полощет – полоскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает – щипит, сыплет – сыпит, треплет – трепит.

Задание 163. Образуйте формы прошедшего времени:

вянуть, завянуть, сохнуть, засохнуть, киснуть, прокиснуть, крикнуть, лопнуть, мерзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, раскиснуть, сдохнуть, смолкнуть, стукнуть. Сформулируйте правило использования глаголов с суффиксом –ну–.

Задание 164. Образуйте формы повелительного наклонения:

ездить, ехать, поехать, ржаветь, вынуть, бежать, положить, класть, лечь, захотеть, смочь, утаить, кроить, поить, испортить, морщить, корчить, сквозить, очутиться, прикончить.

Задание 165. Объясните причины появления ненормативных единиц:

ложи, положь, ехай, езжай, едь, ляжь, бежи, не плакай, спрятай, не пущай, отскочь, не трожь, влазь, не лазий, слазь, пусть текет, не моги, нагинайся, как хотишь.

Задание 166. Составьте видовые оппозиции со словами:

заготовить, закалить, изготовить, морализовать, заподозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опорочить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить, померкнуть, вторгнуться, избегать. На каком этапе формирования нормы находятся употребления моделей образования глагольного вида?

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 167. Выполните ортологический анализ грамматических форм по схеме комплексного анализа.

1.заготовлять/заготавливать, 2. гложет/глодает, 3. много народа/много народу, 4. после окончания/по окончанию/по окончании, 5. сох/сохнул, 6. килограмм/килограммов, 7. двое котят/два котенка, 8. величествен/величественен, 9. полотенец/полотенцев, 10. в нескольких стах писем/в нескольких сотен писем, 11. сладкий кофе/сладкое кофе, 12. директор пришла/директор пришел, 13. эти жалюзи/это жалюзи, 14. езжай/поезжай, 15. обессилею/обессилю, 16. килограмм сахара/сахару, 17. в Пушкино/в Пушкине, 18. наше кафе-столовая/наша кафе-столовая, 19. далекое Чили/далекая Чили.

Образец:себя саму – себя самоё.