7. Функция создания звукообраза
Данная функция реализуется в текстах небольшого объема. Ее суть заключается в том, что подбор лексики задается звуковым обликом главного по смыслу слова. Стихотворение «Адель»: Играй, Адель, не знай печали. / Хариты, Лель тебя венчали / и колыбель твою качали.
Некоторые из рассмотренных выше функций характерны только для единиц фонетического уровня. Другие свободно реализуются при использовании единиц всех уровней языка. Учтите это при освоении последующего материала (информация о функциях в связи с единицами морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровней повторяться не будет).
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Единицы морфемного и словообразовательного уровней (как и лексемы, фразеологизмы, морфологические и синтаксические единицы) обладают стилистической окраской.
Вспомним основные идеи, связанные с этой стилистической категорией.
Все языковые единицы обладают стилистической окраской (как функциональной, так и эмоционально-экспрессивной).
Та или иная разновидность функциональной и эмоционально-экспрессивной стилистической окраски у языковой единицы есть всегда. Нейтральная окраска (и функциональная, и эмоционально-экспрессивная) – это разновидность стилистической окраски, а не ее отсутствие.
В плане создания выразительности стилистически нейтральные единицы могут быть не менее важны, чем ярко окрашенные.
В контексте стилистическая окраска, закрепленная за языковой единицей в языке, может:
– конкретизироваться (например, сниженная → презрительная);
– изменяться на противоположную (например, сниженная → повышенная).
Как средства создания выразительности используются:
– прием стилистического контраста (смешение языковых единиц с разными, контрастными, типами стилистической окраски);
– прием стилистического несоответствия (несоответствие стилистической окраски языковой единицы предмету рассмотрения, описания);
– прием нагнетения языковых единиц, обладающих одинаковой стилистической окраской.
Нагнетение иначе обозначается термином "амплификация". Существует несколько разновидностей этого стилистического приема. Но общим для них является то, что на определенном отрезке текста каких-либо языковых единиц появляется больше, чем в нейтральной речи (иаче говоря, больше, чем это предусмотрено нормой).
Нагнетение и контраст – это универсальные стилистические приемы, они реализуются не только в связи со стилистической окраской слов (возможно также нагнетение звуков, значений, морфологических форм, синтаксических конструкций).
- 1.Стилистика как наука (история развития, отрасли современной стилистики).
- Подстили
- Подъязыки науки; свойства стиля
- Точность
- Компрессия текста
- Обобщенно-отвлеченный характер
- Логичность
- Стандартизированность
- Выразительность
- Некатегоричность изложения
- Эстетическая функция языка
- Эстетическая функция языка
- Тропы и фигуры речи. Стилистически окрашенные единицы
- Принцип построения художественного текста
- Художественный текст как система
- Комбинаторные приращения смысла
- Стилистическое использование звуков_1
- 1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
- 2. Звуковой повтор
- Стилистическое использование интонации
- 1. Функция придания речи музыкальности
- 2. Функция звукоподражания
- 3. Изобразительно-выразительная функция
- 4. Эмоционально-экспрессивная функция
- 5. Смысловая функция
- 6. Композиционная функция
- 7. Функция создания звукообраза
- Функциональная характеристика морфем и словообразовательных единиц
- 1. Функционально маркированные морфемы
- 2. Функционально маркированные способы образования слов и словообразовательные модели
- Эмоционально маркированные единицы морфемного и словообразовательного уровней
- Приемы, привлекающие внимание к единицам морфемного и словообразовательного уровней
- Окказиональное словообразование_1
- Окказиональное словообразование_2
- Стилистические ресурсы числительных