Задания и упражнения
1. Пользуясь «Словарем русского языка» С. И. Ожегова, распределите слова по трем группам: а) нейтральные (не имеющие в словаре особых помет); б) слова книжной речи (с пометами: книжное, официальное); в) слова разговорно-бытовой речи (с пометами: разговорное, просторечное).
Абажур, автомобиль, аномалия, багряный, баламутить, баррикада, барс, баста, безопасность, беспечальный, буян, василек, вдосталь, ветрогон, вискоза, возгораться, возразить, вопить, гипертрофированный, говорун, детвора, дюжий, ералаш, желательный, зависть, заводила, завсегдатай, импульсивный, ищейка, карандаш, кардинальный, квалифицированный, кокнуть, коктейль, компиляция, критикан, кустарщина, лучезарный, любопытный, малыш, мгла, мироощущение, мистификация, мыкать.
2. Какие функционально-стилистические пометы поставили бы вы к следующим словам? (Проверьте правильность ответов по словарям).
Алкать, галерка, гонение, горячка, водрузить, горланить, грядущий, держава, дотация, дрыхнут,, здравица, копирка, моторка, писанина, предначертание, простыть, скупердяй, стезя, трусишка, уплетать, улепетывать, усыновитель, чело, шкурник, электорат, электричка.
3. Найдите в тексте разговорную лексику и укажите ее форматные признаки.
Хотя с той поры минуло больше трех месяцев, стоит перед моими глазами наша письмоноска. Гордая была, статная, что талия, что ножки – все при ней. Недаром ей в хору поручали объявлять номера <...>.
Летошный год сравнялось ей восемнадцать лет.
До того времени ребята не обращали на закусихинскую письмоноску особого внимания. Была она такая же, как все. А к осени словно вспыхнула вся, словно обновилась.
Глаза стали черней, губки напились румянцем. Еще милее зазвучала чуть заметная шепелявинка в ее голосе – будто у ней леденец на языке <...>.
Грунька дождалась, когда заиграли простенькое, поднялась с лавочки, медленно, как королевна по сцене, дошла до Пастухова и встала перед ним. Он посмотрел на нее, будто не понимая, что ей надо.
Она поклонилась и пригласила его.
Он помотал головой и отвернулся. Даже не посчитал нужным отговориться, что не умею, мол, ногу натер. Грунька стояла и ждала, а он, пока она стояла, все время был отдернувшись, ровно на него дуло.
Тогда она поправила ему воротник и села тихонечко на место.
(С. Антонов)
4. Выделите разговорную лексику, имеющую переносное значение.
1. «Челноками» была отработана многовариантная система провоза товара, минуя таможню. 2. Играла почти фирменная музыка, и пел солист классно, а самое главное – на русском. 3. Деревня следила за тем, как Радченко с женой ломали спину на своей «фазенде», со жгучим интересом. 4. – Старик, не морочь себе голову. Купишь «семерку» – горя знать не будешь. 5. Эксл прервал шоу и зарядил нравоучительную лекцию о правилах этикета фанов рок-н-рола: «Если вы и дальше будете швырять всякую дрянь, мы просто свалим отсюда». 6. Мы смонтировали небольшой ролик о событиях минувшего дня в Литве из кадров, которые получили от наших коллеге Латвийского телевидения. 7. У нас много хороших актеров, ничуть не хуже американских, только у нас другая система – выбора, раскрутки, подачи актера. 8. В новом кадровом раскладе обращает на себя внимание выдвижение на первые роли двух реформаторов. 9. Записанный альбом оказался у известного новосибирского музыкального продюсера, который раскрутил группу «Калинов мост» (Из газет).
5. Укажите, в каких значениях приведенные слова являются нейтральными, а в каких – приобретают стилистическую окраску. Употребите их в контекстах, отражающих эти значения.
Окно, колеса, чайник, мариновать, язва, лопух, переваривать, фонаръ, загорать, шпилька, капать, координаты.
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2