29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
Структуралистские построения базируются на определенной концепции человека. Считается, что у него должна существовать четкая, устойчивая организация связей с окружением, предопределяющая категоризацию и классификацию того, что существует, является значимым для него, что он может конструировать в своем окружении. Человек не может игнорировать или превосходить эту врожденную, устойчивую организацию, не подвергая опасности свою жизнь, поскольку она и составляет его собственную природу, идентифицирует его как часть природы.
«Реальность» для живых существ, в том числе человека, можно трактовать двойственным образом. Во-первых, это реальность собственного организма, его функций, происходящих в нем процессов. Во-вторых, это реальность окружения, жизненной среды, где организм развивается и функционирует. Соответственно на уровне представлений можно обнаружить два их класса: организация следов от повторяющихся событий, характеризующих как внутренние состояния организма, так и действия внешних факторов. Соответственно жизненный мир для организма существует не как нерасчленимое, неопределенное или же четко упорядоченное нечто, непосредственно запечатлевающееся в нем, пассивно отражаемое им. То, что представляется организованным или хаотичным, есть результат процесса взаимодействия между внешним событием и внутренним состоянием организма.
На этих основаниях выстраиваются своеобразные упорядоченные области отношений человека с окружением. Они являют собой организацию многообразия элементов этого окружения, представлений о них, их символических выражений в некоторые ограниченные целостности. Такие области — культурные порядки — составляют своего рода топографическую модель культуры, где человек оказывается в хорошо распознаваемых, символически выделенных зонах устойчивых связей с окружением и где ему заданы коды и правила
Культурные порядки обычно формируются под действем естественных социобиологических закономерностей с одной стороны, и антропологических ограничений –с другой.
Культурный порядок - определенная связь между окружающим миром и человеком, характеризующаяся устойчивостью, структурной определенностью, последоват. ходом развития, а также приобретающая для человека смысл и выражающаяся через символы в языке культуры (в языке лингвистическом, в предметах, окружающих человека, в его поведении, мышлении и т.п.). Эта связь устанавливается, с одной стороны, на основе повторяемости внешних событий и процессов, с др., на базе антропол. возможностей и внутр. способностей человека создавать и поддерживать подобную связь. В результате порождения такой связи мир выступает в деятельности и представлениях человека не как хаотический, нерасчлененный, враждебный, а как опр. образом упорядоченный, организованный, в значит. мере созданный самим человеком, а также познанный им, освоенный, близкий ему.
Выделяют ряд упорядоченных областей (порядков) во взаимодействии человека с миром, к-рые можно рассматривать как своего рода топографич. модель культуры. В этих областях человек оказывается в зонах устойчивых связей с окружением, в к-рых ему заданы коды и правила оперирования с вещами, природными и социальными объектами, взаимодействия с людьми, а также со знаковыми системами, отображающими эти устойчивые связи. В качестве таких упорядоченных областей можно рассматривать любую морфологич. единицу культуры (хозяйство, право, религию и др.), а также физич. пространство культуры (пространств, порядок вещей и сооружений, создаваемых человеком), институциональный порядок (семья, госуд. образования, обычаи и т.п.), познават. порядок (разл. типы познания, закрепленные в той или иной культуре — научная рациональность, ми-фол., религ., магич. или др. знание), язык и письмо. Различают также порядок реальный и порядок несуществующий; в последнем случае имеется в виду порядок, к-рый может быть иллюзорным, требующим доказательств своей реальности, а также просто фантазии, вымышленные образы (типич. пример — худож. образы). П.к. в каждой области имеет свою внутр. структуру, формы проявления и свой способ выражения, т.е. свой язык (см. Язык культуры). Эти относительно немногочисл. структурные единицы, формы и устойчивый язык П.к. получают вместе с тем многообразные проявления в силу вариативного поведения людей, множественности их интересов, использования ими разных технологий. Так, порядок в хоз. культуре служит тому, чтобы перерабатывать природные ресурсы в продукты и товары, пригодные для использования людьми в ходе их жизнедеятельности. Но стили формообразования и технологии в хоз. деятельности столь же многообразны, как и выпускаемые товары.
Проблема П.к. исследовалась в рамках структурализма, постструктурализма, где П.к. и их языки анализировались как предпосылки для осуществления в культуре коммуникативных процессов. Обращение к анализу П.к. позволяет также глубже исследовать динамич. изменения в культуре.
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.