II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
Современного подростка не устраивает роль пассивного слушателя на уроке, ему не интересно писать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Он не склонен слушать слишком подробные объяснения учителя, а ждет новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться и активность, и деятельный характер мышления, и стремление к самостоятельности.
Для успешного усвоения курса математики необходима добровольная, заинтересованная, активная самостоятельная учебная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи помогают эффективные средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Остановимся на одном из них: набор карточек. Они предназначены для реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения на уроках. Эта работа предполагает также дифференцированный подход к учащимся. При разработке дидактических материалов учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, его уровень знаний, умений и навыков. Индивидуальная работа с учащимися трудоемкая, но результативная. Дидактические материалы предоставляют учащемуся возможность дифференцировать обучение на всех этапах и уровнях усвоения знаний, при подготовке к изучению нового материала, при ликвидации пробелов в знаниях, первичном ознакомлении, выработке умений и навыков применять полученные знания в сходных и новых ситуациях.
Дидактические материалы содержат следующие виды карточек-заданий: информационного (1), тренировочного (2) и контролирующего (3) характера.
Карточки информационного характера используются в качестве индивидуальных заданий, предназначенных для повторения ранее пройденного материала, а также для быстрого ознакомления с материалом, не изученным учащимися из-за пропусков занятий. В этих карточках информация изложена в сжатом, компактном виде, которая соответствует исключительно своему дидактическому назначению. Ученик читает текст и делает соответствующие записи в тетради, тем самым берет на себя часть управленческих функций учителя. Смена функций помогает учащимся эффективнее усваивать новый учебный материал и упорядочить самостоятельную работу по восполнению обнаруженных пробелов в математической подготовке. Обладая свойством быстродействия, информационная карточка позволяет подключить отдельных учащихся, не усвоивших данный материал своевременно, к работе всего класса. Крупный объем учебной информации при этом делится на составные части, доступные для самостоятельного изучения, таким образом, пассивное обучение сменяется на уроке активной мыслительной и коммуникативной деятельностью учащихся.
После знакомства с теорией и образцами решения задач учащемуся предлагается самостоятельно записать в тетради главную мысль изложенного или суть способа решения задачи и приступить к выполнению упражнений, записанных на тренировочных карточках. В них даны задания обязательного стандарта, которые позволяют сделать первый проверочный «срез» полученных знаний и определить недочеты в знаниях отдельных учащихся и содержание их последующей работы. Для основной части учащихся этого бывает достаточно. Для остальных требуется повторная работа и новая коррекция до тех пор, пока они не достигнут заданного уровня усвоения материала. Карточки облегчают организацию текущего контроля за процессом формирования знаний, умений и навыков, проведения самостоятельной работы учащихся, т.е. помогают эффективно управлять процессом умственного развития учащихся, снижая при этом уровень тревожности отстающих.
Работа по алгоритму дает всем учащимся возможность перейти на продвинутый уровень в своем развитии. Одного французского математика спросили, почему он такой гениальный. Ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов». Видимо, интеллект проявляется и в умении человека, знакомого с разными подходами к решению научных проблем, в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
Уверенность в своих силах позволяет учащимся перейти к карточкам контролирующего характера. К ним относятся и карточки по решению нестандартных задач, которые требуют большей самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный подход и творческое применение знаний. В процессе решения таких заданий учащимися самостоятельно, без участия учителя или при его незначительной помощи открываются новые знания и способы их добывания. Как правило, это задания на нахождение закономерностей, на нахождение наиболее рационального способа решения, на нахождение нескольких вариантов решения. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастает. Эта методика позволят работать в зоне ближайшего развития ребенка, прогнозировать его, дает возможность работать не только над специальными математическими умениями и навыками, но и над не менее важными коммуникативными умениями: умением слушать и учитывать различные мнения, умением задавать вопросы, вести научную дискуссию, учебный диалог.
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.