Примерные практические задания по тексту
Выпишите лексические единицы, относящиеся к пассивному словарному запасу современного русского языка: архаизмы (указав их тип), историзмы, узкоспециальные термины, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы (указав их тип), окказионализмы, экзотизмы, варваризмы и т. п. (в тексте представлены не все типы названных слов)
Определите, какие функции в данном тексте выполняют слова и словосочетания: Кузьма, Кошель, Тихон, Дурновка, он, город, деревня, недаром, видно, кажется, может быть, страшась.
Дайте толкование лексических значений и приведите контексты употреблений полисеманта горячий.
Сделайте полный компонентный анализ слова деревня, учитывая его употребление в составе микроконтекста он презирал и ненавидел деревню всей душой.
Выпишите из текста слова с переносным значением, назовите тип вторичного значения, укажите признак переноса наименования метафорических значений.
Укажите внутреннюю форму следующих слов данного текста: деревня, Дурновка, Кошель, колея, хлебать, хуже.
Постройте схему семантической структуры слова час. Укажите разновидность полисемии и охарактеризуйте ЛСВ, который употреблен в тексте.
Объедините слова и словосочетания данного текста в группу, выделите архисему и дифференциальные признаки лексических единиц одной группы. Определите тип группы: тематическая или лексико-семантическая.
Объедините в одну группу слова разных частей речи с архисемой ‘время’.
Приведите примеры синонимов и квазисинонимов и прокомментируйте их. Подберите синонимы к словам душа, страх, силиться и прокомментируйте их.
Выпишите из текста и подберите к трем-четырем словам синонимы, антонимы; прокомментируйте омонимы.
Найдите стилистически маркированные лексические единицы и сгруппируйте их по характеру стилистической окраски.
Охарактеризуйте следующие слова с точки зрения происхождения: город, хлебать, прежде, презирать, рождение.
Выпишите из текста устойчивые словосочетания и определите тип каждого из них: фразеологические и нефразеологические.
А также дайте характеристику другим лингвистическим явлениям, найденным Вами в тексте.
- Современный русский язык лексикология
- I. Введение
- II. Организационно-методический раздел
- Цель и задачи курса лексикологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
- Формы контроля
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- II. Содержание дисциплины
- 1.Тематический план лекций
- 2. Тематический план семинарских занятий
- 3. Краткое содержание тем курса1
- I. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии. Слово как единица языка (4 часа)
- II. Семантика слова (10 часов)
- III. Лексика как система (8 часов)
- IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
- Фразеология (6 часов)
- Лингвокультурологический аспект лексики и фразеологии (2 часа)
- Лексикография (2 часа)
- Планы семинарских занятий СеминарСКоЕ занятИе 1 Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова
- Задания и упражнения
- СеминарСКоЕ занятИе 2 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 4 Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления
- СеминарСкое занятие 5 Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 6 Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 7 Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 8
- СеминарСкое занятие 9
- Структура лексического значения слова
- (Семная структура лексического значения слова).
- Лексическое значение и актуальный смысл
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 10 Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова
- СеминарСкое занятие 11 Метафоризация. Метафора. Метонимия
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 12 Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 13 Омонимия. Типы омонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 14 Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 15 Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы
- Задания и упражнения
- СеминарСкое занятие 16 Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии
- Задания и упражнения
- Вариант 2
- Варианты вопросов и заданий к итоговой контрольной работе по лексико-семантическому анализу текста Вариант 1
- Примерные практические задания по тексту
- Тексты для самостоятельного анализа Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Варианты вопросов к коллоквиуму по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка»
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Словари
- Приложение
- Н. А. Лукьянова
- Экспрессивная лексика разговорного употребления
- В семантическом аспекте
- 1. Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности
- 2. Семантические основания экспрессивности лексических единиц.
- 2. 1. Интенсивность
- 2. 2. Эмотивность и эмотивная оценка.
- 2. 3. Образность
- 2. 4. Стилистическая маркированность эле
- Содержание
- Современный русский язык. Лексикология Учебно-методический комплекс
- 630090, Г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2