III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
Ориентация образования на гумманизацию учебно-воспитательного процесса ставит в число актуальных проблем развитие личности каждого ребенка, что особенно актуально в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в классах коррекционно-развивающего обучения. Процесс личностного развития и самоопределения этих учащихся затруднен, что обусловлено незрелостью эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, нарушением общения.
Я согласна с принципиальным подходом Л.С. Выготского к решению данной проблемы, который рассматривал общение как главное условие устранения недостатков развития личности. Формирование коммуникативности ребенка, обучающего в классе КРО, является одной из важнейших задач процесса обучения и воспитания, так как данная компетенция обеспечивает условие для продуктивного взаимодействия с окружающими и является важным фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Прежде всего, с помощью психолога школы я осуществляю диагностику способностей детей к коммуникативной деятельности, по результатам которой составляю индивидуальный план развития выявленных способностей, исходя из личностно-ориентированного обучения. Это важно для выбора путей коррекции коммуникативных отклонений каждого ребенка.
Организуя общение на уроках математики, я не требую моментального ответа, даю время подумать, даю право на ошибку. Стремлюсь к тому, чтобы дети выступали активными партнерами в общении. Побуждаю их к осознанной и самостоятельной деятельности. Занятия, кроме математического, носят и социальный характер. Фронтальная работа заменяется на групповую. Чтобы в коммуникативной деятельности был задействован каждый ученик, произвожу деление на группы с учетом индивидуальных особенностей:
учащиеся с различным уровнем усвоения материала;
учащиеся с различными уровнями речи;
учащиеся с различными особенностями памяти, внимания.
Как математик я уделяю большое внимание индивидуальной работе. Задания для нее составлены таким образом, что они обеспечивают ученику первоначальный успех. Цепочка задач начинается с тех, которые может выполнять самый слабый учащийся. Решая индивидуальные задания, ребенок работает в своем темпе, что активизирует его деятельность, заставляет поверить в свои силы, а формирование адекватной самооценки является одним из условий развития коммуникативных способностей.
Подбор заданий осуществляю так, что их невозможно выполнить без речевого взаимодействия.
Например, математика 6 класс, задание по теме «Длина окружности и площадь круга»:
начертите окружности;
измерьте диаметр;
с помощью партнера измерьте длину окружности;
найдите отношение длины окружности к диаметру;
осудите свои результаты с результатами партнера;
сделайте общий вывод.
Игра – один из способов познания детей среднего школьного возраста, а тем более эта форма актуальна в работе с учениками классов КРО. Игровая деятельность на уроке расширяет возможность проблемного ребенка в приобретении навыков коммуникативной деятельности.
Активные методы и формы обучения обеспечивают включение школьника в коммуникативный процесс, побуждающие интерес, желание высказаться по поводу обсуждаемых вопросов.
Например, математика 5 класс, задание по теме «Числовые выражения»:
Составьте условие задачи, которая решается с помощью выражения: 28х4+35х5.
I вариант: если вы проживаете в Африке.
II вариант: если вы проживаете в Антарктиде.
Эффективность моей работы повышают задания-тренажеры для устного счета, в которых по горизонтам расположены однотипные примеры на одно и то же правило, по вертикали – примеры на разные правила. Систему устных упражнений ученик получает в начале изучения темы, он работает с ней и в школе, и дома. Ребенок вслух прочитывает задания, говорит ответ, по просьбе учителя объясняет, стараясь не отставать от одноклассников. При этом ребенок напрягает внимание, проявляет смекалку, у него возникает желание активно участвовать в работе класса.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции будет успешнее, если:
своевременно выявлять коммуникативное отставание учащихся;
обеспечивать целенаправленное систематическое посвящение школьников в процесс общения;
использовать активные формы и методы обучения, обеспечивающие включение школьника в коммуникативный процесс.
Для любого школьника важен процесс общения, а для детей с ограниченными возможностями здоровья это и важно, и необходимо вдвойне, так как позволит чувствовать себя на равных со сверстниками и повысит успешность обучения.
Задание 211. Перед вами фрагмент монографии Л.С. Выготского «Психология искусства». Выделите в отрывке признаки научного стиля, а также особенности индивидуального стиля автора.
…Как здоровая реакция против интеллектуализма возникло у нас формальное течение, которое начало создаваться и осознавать себя только из оппозиции к прежней системе. Это новое направление попыталось в центр своего внимания поставить находившуюся раньше в пренебрежении художественную форму; оно исходило при этом не только из неудач прежних попыток понять искусство, отбросивши его форму, но и из основного психологического факта, который, как увидим ниже, лежит в основе всех психологических теорий искусства. Этот факт заключается в том, что художественное произведение, если разрушить его форму, теряет свое эстетическое действие. Отсюда соблазнительно было заключить, что вся сила его действия связана исключительно с его формой. Новые теоретики так и формулировали свой взгляд на искусство, что оно есть чистая форма, совершенно не зависящая ни от какого содержания. Искусство было объявлено приемом, который служит сам себе целью, и там, где прежние исследователи видели сложность мысли, там новые увидели просто игру художественной формы. Искусство при этом повернулось к исследователям совсем не той стороной, которой оно было обращено к науке прежде. Шкловский формулировал этот новый взгляд, когда заявил: «Литературное произведение есть чистая форма, оно есть не вещь, не материал, а отношение материалов. И как всякое отношение, и это – отношение нулевого измерения. Поэтому безразличен масштаб произведения, арифметическое значение его числителя и знаменателя, важно их отношение. Шутливые, трагические, мировые, комнатные произведения, противопоставления мира миру или кошки камню – равны между собой» (134, с. 4).
В зависимости от этой перемены взгляда формалисты должны были отказаться от обычных категорий формы и содержания и заменить их двумя новыми понятиями – формы и материала. Все то, что художник находит готовым, будь то слова, звуки, ходячие фабулы, обычные образы и т.п., – все это составляет материал художественного произведения, вплоть до тех мыслей, которые заключены в произведении. Способ расположения и построения этого материала обозначается как форма этого произведения, опять-таки независимо от того, прилагается ли это понятие к расположению звуков в стихе или к расположению событий в рассказе или мысли в монологе. Таким образом, чрезвычайно плодотворно и с психологической точки зрения существенно было расширено обычное понятие формы. В то время как прежде под формой в науке понимали нечто весьма близкое к обывательскому употреблению этого слова, то есть исключительно внешний, чувственно воспринимаемый облик произведения, как бы его внешнюю оболочку, относя за счет формы чисто звуковые элементы поэзии, красочные сочетания в живописи и т. п., – новое понимание расширяет это слово до универсального принципа художественного творчества. Под формой оно понимает всякое художественное расположение готового материала, сделанное с таким расчетом, чтобы вызвать известный эстетический эффект. Это и называется художественным приемом. Таким образом, всякое отношение материала в художественном произведении будет формой или приемом. Так, с этой точки зрения, стих есть не совокупность составляющих его звуков, а есть последовательность или чередование их соотношения. Стоит переставить слова в стихе, сумма составляющих его звуков, то есть материал его, останется ненарушенной, но исчезнет его форма, стих. Точно так же, как в музыке сумма звуков не составляет мелодии, а последняя является результатом соотношения звуков, так же и всякий прием искусства есть в конечном счете построение готового материала или его формирование.
- Ортология.
- Тема 1. Объект и предмет ортологии
- Тема 2. Диалектическая природа нормы
- Тема 3. Нормативная оценка языковых вариантов
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- Тема 4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте
- Тема 5. Типы норм речевой коммуникации
- I. Смотрите в глаза тому, кто говорит «честное слово»
- Тема 6. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт
- Орфоэпические нормы
- Дожди в Пярну (отрывки из летнего дневника 1984 года)
- Волшебная сила искусства
- Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах
- Тема 2. Акцентуация и акцентное варьирование производных слов.
- Тема 3. Акцентуация и акцентное варьирование в заимствованных словах.
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 4. Ортологическая оценка языкового факта (расположение на шкале нормативности, выбор нормативной пометы).
- 5. Сверка полученных выводов со словарно-справочной литературой.
- 6. Формулирование окончательной позиции.
- Морфологические нормы русского языка
- Тема 1. Образование и употребление форм имен существительных
- Тема 2. Образование и употребление форм имен прилагательных.
- Тема 3. Образование и употребление форм числительных
- Тема 4. Образование и употребление форм глагола
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- 3.1.Частотно-статистический аспект
- 3.2. Аксиологический аспект
- 6. Формулировка окончательной позиции.
- I. Слово Шостака – не воробей
- II. Октябрята делу города верны
- III. Американский стиль общения
- Тема 1. Принципы выбора порядка слов в предложении.
- Тема 2.Нормы согласования и координации.
- Тема 3.Нормы управления
- Тема 4. Нормы построения осложненного и сложного предложения
- 1. Соответствие вариантов языковой системе
- 2. Тенденции развития данной нормы
- Ортология текста
- Тема 1. Деловая речь как разновидность современного литературного языка.
- III. Правила охоты на территории Алтайского края.
- Правила поведения в детском санатории
- Тема 2. Научная речь как разновидность современного литературного языка.
- О соотношении понятий «образ» и «имидж»
- II. Изменение значения слова лобби в публицистическом дискурсе
- III. Явление хезитации в публицистической деятельности
- II. Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе ю.Олеши «Список благодеяний»)
- I. Коммуникативная активность учащихся как одно из основных дидактических условий формирования языковых компетенций на уроках английского языка
- II. Возможности самостоятельной работы для формирования познавательной и коммуникативной активности учащихся
- III. Роль коммуникативного аспекта в преподавании математики в классах кро
- Тема 3. Публицистическая речь как разновидность современного литературного языка.
- Тема 4. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка
- Раздел 1. Введение в ортологию
- Раздел 2. Акцентные нормы.
- Раздел 4. Морфологические нормы
- Раздел 5. Синтаксические нормы
- Раздел 6. Ортология текста.