logo search
Uch-met_posobie_ortologia

Тема 5. Типы норм речевой коммуникации

Языковые нормы. Коммуникативные нормы. Этические нормы коммуникации. Ортология как раздел культуры речи.

Задание 33. Произведите анализ следующих контекстов. Сформулируйте нормы, нарушение которых обусловливает комический эффект?

1. Друг одного шотландца попал в аварию и умер. Шотландец едет к его жене, чтобы сообщить ужасную новость. - Что вам угодно, сэр? - Скажите, вы вдова Макбраун? - Что за шутки! Моя фамилия Макбраун, но я не вдова! - На что спорим?

2. В Темзе столкнулись два плoвца. - Сэр, извините, все вокруг в купальных костюмах, а вы в черном костюме и в шляпе? - Видите ли, сэр, все остальные купаются, а я тону...

3. На заседании английского парламента вопрос спикеру: - Сэр, позволяет ли мне протокол назвать лорда Честертона жирной и грязной свиньей? - Сэр, протокол не позволяет Вам назвать лорда Честертона жирной и грязной свиньей. - В таком случае я воздержусь назвать лорда Честертона жирной и грязной свиньей.

4. Маленький английский мальчик тщетно пытается дотянуться до дверного звонка. К нему подходит чопорный джентльмен. -Я могу помочь тебе, малыш? - Да, сэр, нажмите, пожалуйста. Джентльмен нажимает на звонок. - И что теперь, юный джентльмен? - А теперь, дяденька, убегайте!!!

5. Врач сообщает своему пациенту:

- У меня для Вас три новости. Одна плохая, другая хорошая, а третья просто великолепная. Во-первых, мы вам отрезали не ту ногу. Во- вторых, ту ногу, которую надо, мы Вам все-таки отрежем. И, наконец, великолепная новость! Пациент из соседней палаты уже согласился купить Ваши ботинки…

6. Джерри прибежал к матери с разбитым коленом и попросил смазать его йодом.

- Нет, мама, я был на улице, и мяч влетел в гостиную, разбив то большое окно, что выходит во двор.

7. Посетитель, тщетно прождав полчаса официантку с заказом, подзывает к себе хозяина ресторана:

- Вот вам деньги, купите цветы для вашей официантки.

- С удовольствием, - отвечает польщенный хозяин ресторана. - Она вам так

понравилась?

- Совсем нет. По-моему, она скончалась.

8. Жена, отдыхающая у матери, присылает мужу телеграмму:

- Hе забывай, что ты - муж.

Через день приходит ответ:

- Извини, но телеграмма опоздала.

9. Василий Иванович обрабатывает Фурманова :

- Я вам где командир? Я вам в бою командир!

А так, ночь - полночь - заходи ко мне в дом!

Приходишь ко мне, видишь - я курю. Проходи. Садись. Закуривай!

Приходишь ко мне, видишь - я чай пью. Проходи. Садись. Пей со мной чай!

Приходишь ко мне, видишь - я пельмени ем. Проходи. Садись. Закуривай ...

10. (Пожилой вдовец Лейзер приходит сватать дочь молочника Тевье. Последний ничего не знает и предполагает, что Лейзер хочет купить его корову.)

– Вы, наверное, уже смекнули, зачем я вас позвал?

– Да, реб Лейзер. И хоть я выпил вашу водку, прямо скажу, нет!

– Прямо спрошу, почему?

– Живое существо, реб Лейзер. Душа за нее болит.

– Ну, всему есть срок. Приходит возраст – надо отдавать. У Вас, слава богу, она не одна. Есть еще…

– Тут только начни. Возьмете одну, захотите другую.

– Что мне делать с двумя?!

– То же, что и с одной… Я Вас не первый день знаю.

– Стоп, реб Тевье! Вы знаете, я человек простой, но обеспеченный. Слава богу, в доме все есть, только здесь пусто (показывает на сердце). Приходишь домой вечером, ложишься в чистую постель, гасишь свечу, и такое одиночество…

– Ну и чем здесь может помочь бурая корова?

– Вы называете ее коровой?

– А как я ее должен называть?

– Реб Тевье, скажите прямо, о чем мы говорим?

– Ясно о чем, о моей бурой корове…

– О корове? Вы слышали, люди? Я говорил о вашей дочери Цейтл! (Г. Горин)

11. На следующих лекциях я уже не чувствовал так сильно одиночества, познакомился со многими, жал руки, разговаривал, но между мной и товарищами настоящего сближения все-таки не делалось отчего-то, и еще часто мне случалось в душе грустить и притворяться... Как только я чувствовал, что товарищ начинал быть ко мне расположен, я тотчас же давал ему понять, что я обедаю у князя Ивана Ивановича и что у меня есть дрожки. Все это я говорил только для того, чтобы показать себя с более выгодной стороны и чтобы товарищ меня полюбил еще больше за это; но почти всякий раз, напротив, вследствие сообщенного известия о моем родстве с князем Иваном Иванычем и дрожках, к удивлению моему, товарищ вдруг становился со мной горд и холоден. (Л. Толстой)

12. Остап снял свою капитанскую фуражку и сказал:

– Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Это был бывший слепой, самозванец и гусекрад. Все свои силы он положил на то, чтобы жить за счет общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. А вынести этого противоречия во взглядах Михаил Самуэлевич не мог, потому что имел вспыльчивый характер. И поэтому он умер. Все!

Козлевич и Балаганов остались недовольны надгробным словом Остапа. Они сочли бы более уместным, если бы великий комбинатор распространился о благодеяниях, оказанных покойным обществу, о помощи его бедным, о чуткой душе покойного, о его любви к детям, а так же обо всем том, что приписывается любому покойнику. Балаганов даже подступил к могиле, чтоб высказать все это самому, но командор уже надел фуражку и удалялся быстрыми шагами (И. Ильф, Е. Петров).

13. (Флорэнс и Сьюзен ищут капитана Катля, который занимает комнату в доме миссис Мак – Стинджер):

– Простите, сударыня, это дом капитана Катля?

– Нет,– сказала миссис Мак – Стинджер.

– Это не 9 номер? – нерешительно спросила Флоренс.

– Кто говорит, что это не 9 номер? – возразила миссис Мак-Стинджер.

– Может быть, сударыня, вы будете так любезны и сообщите нам, где живет капитан Катль, раз он живет не здесь.

– Кто говорит, что он живет не здесь! Я сказала, что это не дом капитана Катля, и это не его дом, и сохрани бог, чтобы он когда-нибудь стал его домом, потому что капитан Катль не умеет управляться с домом и не заслуживает иметь дом. Это мой дом. А если я сдаю верхний этаж капитану Катлю, то никакой благодарности я от него не вижу и мечу бисер перед свиньей. (Ч.Диккенс)

14. Анна Павловна, все поглядывая на страшного для нее молодого человека, заметила, что он что-то слишком горячо и громко говорит с аббатом, и поспешила на помощь к опасному месту. Действительно, Пьеру удалось завязать с аббатом разговор о политическом равновесии, и аббат, видимо заинтересованный простодушною горячностию молодого человека, развивал перед ним свою любимую идею. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Толстой).

Задание 34. Найдите и устраните избыточные элементы контекстов.

1. Человек, совмещающий учебу и работу в одно целое, гораздо бережливее относится к своему времени.

2. Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его, т.е. поставить свою подпись (визу) и дату.

3. Игрушка «Торшер» изготовляется по ТО25.03–1862–75. Питание электролампочки игрушки «Торшер» осуществляется от батареи карманного фонаря. Для подключения торшера необходимо контактные пластины батареи ввести в шплинты провода игрушки. Запрещается включать игрушку в электросеть!

4. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.

5. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством РФ.

6. Приказ «Об утверждении перечня учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год, списка учебных изданий по экономике, праву и русскому языку для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год, дополнения к Перечню-каталогу учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год и признания действующим Перечня-каталога учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год».

7. Если взять все типы заданий из всех существующих учебников, сложив их в некую сумму, мы получим довольно разнообразную и большую их типологию, корректируя и дополняя которую, можно получить оптимальную типологию.

8. Задания по орфоэпии носят, чаще всего, письменный характер выполнения, причем, как правило, предъявляются для выполнения в качестве самостоятельной внеаудиторной деятельности.

9. Обнаруживается недостаточная приспособленность многих учебных пособий к работе с орфоэпическими словарями. Не просматривается задачи научить умениям и навыкам работать с таким словарем и, главное, – воспитать желание работать со словарной статьей.

10. В труде и быту Алексей зарекомендовал себя, как добросовестный исполнитель всех поручений. В коллективе общительный, настойчивый, принципиальный, требовательный к себе и другим. Пользуется большим авторитетом среди сверстников. В быту и семье является хорошим помощником родителей: помогает в воспитании младшего брата.

Задание 35. На основе семантического анализа разграничьте нормативный повтор, повтор-прием и тавтологию.

  1. Присутствовать на банкете необязательно, обязательно только платить. 2. Пусть все будет названо своими именами: финансы – финансами, а лицемерие – лицемерием. 3. Сейчас есть возможность этим заниматься, а никто этим заниматься не хочет. 4. Раз Блок не осудил большевиков – значит, прав осудивший большевиков Эренбург, «поразительное прозрение» которого отмечено автором. 5. Иных современных издателей СНГ я назвал бы фальшивомонетчиками. Как фальшивомонетчики печатают фальшивые деньги, так они гонят доходные, но фальшивые книжки. 6. Быть новым – значит быть самим собой, открыть что-то в себе и в жизни, которой ты живешь и по отношению к которой и являешься самим собой. 7. Несть числа и, может быть, даже излишек пестрых и как бы насмешничающих полуцитат, вроде бы пародирующих нечто. Однако именно «как бы», «вроде» и именно «нечто»: неопределенность, вернее, отсутствие адреса, необходимого для пародии. 8. Частично главы «Спасенной книги» я помню с Левиного голоса. А глазами читаю книгу первый раз. С первых страниц определен основной принцип книги: она населена живыми людьми с их достоинствами и недостатками. 9. Что-нибудь в этом роде будет написано всегда готовыми к услугам газетными борзописцами. 10. Он был одарен великим даром поэзии, могучего творчества. 11. Коль ты стреляешь, то знай, зачем стреляешь. 12. Рукопись была начисто переписана автором. 13. Некоторые уверены, что современность можно игнорировать. Это заблуждение: игнорировать нельзя ничего. 14. Ким Филби был исключительной личностью, но помимо своей исключительности это был очень ответственный человек. 15. Нормально, когда вымышленного героя помещают, натуральности ради, в невымышленную среду.

Задание 36. Найдите смысловые, в том числе логические, ошибки, определите языковые и речевые (лексические, грамматические, пунктуационные и т.д.) причины их возникновения.

1. Пока кражи последних месяцев, на первый взгляд, носят мелкий ха­рактер: с кафедры исчезают кофе, печенье, шоколад, бумага и другие канце­лярские принадлежности, но с каждым разом, благодаря безнаказанности по­хитителей, их аппетиты возрастают. 2. Свои обещания выполняет, не подводит других людей и товарищей. 3. Я думаю, что астрономию любят многие, она интересна и школьникам, и студентам, и туристам. 4. Кожаная обувь с кожаным верхом из искусственных или натуральных материалов внутри. 5. За электричество не платят не только граждане, но и предприниматели. 6. Ипотека недоступна и многим обеспеченным гражданам, а тем более бюджетникам, не говоря уже об учителях и библиотекарях. 7. Лучшее, что Вы можете дать своему малышу – это грудное молоко. Оно укрепляет иммунную систему ребенка и защищает его от инфекций. Время летит быстро, малыш растет, но ему по-прежнему нужна защита. Детская смесь «Nutrilon 3» также как грудное молоко усиливает иммунитет ребенка и помогает защитить его от инфекций. 8. Синтаксическая функция Г. А. Золотовой понимается как «возможность употребления языковой единицы». 9. Постановка и ответы на данные вопросы помогут следователю дать оценку уровню интеллектуально-волевого развития, способности правильно воспринимать и излагать определенные факты и т.п. 10. Хотя выпал первый снег, но зима вступила в свои права. 11. Молодой цыган Лойко Зобар полюбил цыганку Радду. Очень сильна была его любовь. Но когда Радда приказала покориться ей, Лойко только глухо замычал. 12. Эти люди книг не читают, а верят новостям, которые приносят странники типа Феклуши. 13. Чтобы форма Вашей ноги привыкла к определенной модели новой обуви, не носите ее долго после покупки. 14. В России бывают трудные времена. Но мы переживали трудные времена в прошлом и, как я надеюсь, обязательно постараемся пережить их в будущем. 15. У нас была возможность познакомиться с Терезой Нельсон, которая одновременно родитель и мать или отец. 16. Мы должны уяснить, что бедные люди – не обязательно убийцы. 17. Если вы устали от политики цинизма и опросов, и моральных принципов, то присоединяйтесь к моей кампании. 18. На основании Закона РФ «…» запрещается распитие пива и напитков, изготовленных на его основе в салонах общественного транспорта. 19. Свои обещания выполняет, не подводит других людей и товарищей.

Задание 37. Проанализируйте тексты с точки зрения логики и последовательности изложения. Отредактируйте их.