7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Основные положения:
Диффузионизму подвергаются как предметы материального мира, так и духовного.
Каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе, в конкретных условиях и распространяется по всему миру.
Задача диффузионизма – поиск центра зарождения для каждой культуры.
Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.
Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур.
Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.
Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов.
Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).
Немецкий исследователь Фридрих Ратцель (1844-1904) стал основателем новой идеи в культурологии, названной диффузионизмом.
Основные представители: Фритц Гребнер (разрабатывал теорию культурных кругов, метод картографирования явлений культуры); Лео Фробениус (основатель теории культурных кругов); Кларк Уислер (общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях из своего центра происхождения. При этом, распространение явлений и общечеловеческих черт осуществляется концентрическим образом, то есть более простые занимают окраинное положение, а более сложные – центральные позиции); Уильям Риверс (взаимодействие культур больших групп переселенцев образуют новую культуру), Графтон Эллиот-Смит (изучал Древний Египет), Уильям Перри (примитивная культура – высокая культура).
3 варианта диффузионизма:
Инвазионизм – вторжение – все изменения в обществе вызваны вторжением племён переселенцев, которые принадлежат более высокому уровню развития;
Теория культурного центра: все цивилизации зародились в Шумере и Древнем Египте;
Теории культурных кругов (пример – Западно-Европейский культурный круг – охватывает бассейн реки Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. В него входят: плетеный щит, барабан, дома с двускатной крышей, лук и т.п.).
Культуры могут быть женские и мужские. Женская устремлена вниз: люди строят подземные жилища, хранилища, дома. Имеются представления о подземной жизни. Мужская культура стремится вверх: свайные жилища, кровати на ножках и т.п. При слиянии побеждает более высокая культура.
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.