logo search
OTVETY_NA_STILISTIKU

Комбинаторные приращения смысла

Языковые единицы (не только внелитературные, иностилевые, но и общеупотребительные, общекнижные и даже художественные) в рамках художественного стиля нередко трансформируются: они приобретают новое семантическое и эмоциональное содержание, начинают называть то, что ранее с их помощью никогда не обозначалось. Для указания на это явление применяется термин «комбинаторные приращения смысла».

Рассмотрим то, как формируются комбинаторные приращения смысла у слова крыжовник в одноименном произведении А.П. Чехова.

Являясь значимой единицей, слово крыжовник многократно повторяется. И при каждом новом употреблении этого слова оценочный контекст добавляет к его значению нечто новое. Этапы семантической трансформации можно представить в виде следующей цепочки: растение → овеществленная мечта → навязчивая идея → образ жизни, при котором человек опускается до уровня животного.

Какие элементы контекста приводят к такого рода трансформациям? Переход к последнему значению, например, становится возможным за счет того, что слово крыжовник употребляется в одном контексте с негативно-оценочными наименованиями объектов, которые имеют отношение к тому месту, где крыжовник растет. Это речка с водой «цветом как кофе», собака – «толстая, похожая на свинью», кухарка – «голоногая, толстая, тоже похожая на свинью» и, наконец, сам хозяин имения (он «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди хрюкнет в одеяло»).

Как правило, комбинаторные приращения смысла не выходят за пределы конкретного произведения или совокупности произведений одного автора; и лишь в редких случаях они получают возможность закрепиться в языке. Например, в конце XIX века слово мещанин было нейтральным наименованием человека, относящегося к определенному социальному слою. Однако благодаря влиянию творчества М. Горького в русском языке закрепилось еще одно, отрицательно-оценочное его значение: «МЕЩАНИН <…> 2. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 355).

  1. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВ, УДАРЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ.

Стилистически значимыми являются следующие фонетические единицы:

1) звук;

2) ударение;

3) интонация.