logo search
Antropologia

15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.

Концепция была создана в середине 19 века. Представители – Морис Лацарус и Хейман Штейнталь.

Смысл концепции: благодаря единству происхождения и среды обитания, все индивиды одного народа носят отпечаток особой природы народа на своем теле и душе. При этом воздействие телесных влияний на душу вызывает определенные склонности, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего они обладают одним и тем же народным духом.

Народный дух – психическое сходство индивидов, которое понимается как самосознание.

Задачи:

  1. Познание психологической сущности народного духа;

  2. Выявление законов, по которым совершенствуется духовная деятельность;

  3. Изучение причин возникновения и исследование особенностей какого-либо народа.

Вильгельм Вундт – «Психология народов» - выдвинул тезис о том, что высшие психологические процессы людей не доступны эксперименту (мышление, воля, речь). Противопоставляет индивидуальное и народное сознание. Народное сознание – синтез индивидуальных сознаний; формируется новая реальность, которая проявляется в продуктах сверхличностной деятельности (языке, мифах, морали).

Язык – проявление народного духа, коллективной воли.

Лестер Франк Уорд – вся социальная эволюция направляется психологическими силами. Главную роль здесь играет воля и волевые импульсы. Человек выступаем в качестве активного субъекта, который действует сообразно выдвигаемым им целям.

Источники культуры опираются на систему желаний:

  1. Первичные (потребности, связанные с поддержанием жизни);

  2. Вторичные (высшие потребности – саморазвитие, получение уважения и т.д.).

Главная движущая сила – интеллект.

Психические факторы цивилизации:

Роль удовольствия и страдания в жизни человека; исследования счастья, психологии изобретений.

Уильям Грэм Самнер – понятие народного обычая. Народный обычай – всякий способ чувствования, мышления, поведения, достижения цели, общий для членов социальной группы.

Причины появления и существования обычаев: борьба людей друг с другом или окружающей природой (обычаи – конкретные виды защиты и нападения в процессе борьбы за существование); 4 мотива человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолюбие, страх). Если обычай получает санкцию религии или морали, то такой обычай становится нравом. Если обычаи и нравы дополняются социальным аппаратом, они формируют общественные институты.

Изучение национального характера направлено на многомерный анализ культуры с целью обнаружения специфических особенностей духовной культуры. Понимание психологии народов, врагов и лидеров полезно как в планировании операций в ходе войны, так и в ходе построения послевоенной государственной политики.

2 подхода к изучению национальных характеров:

М. Мид, Р. Бенедикт: изучение социальной личности, «концепция «социальной личности» - более или менее осознанной системы идей, верований, установок, чувств

Э. Фромм, К. Клакхон: главная цель – выявление стержня национального характера; исследование «гения народа» - через изучение литературы, философии, искусства.

Клод Клакхон изучал национальный характер Японии во время Второй Мировой войны. Стержень характера японца – долг или обязанность.

Эрих Фромм – немецкий национальный характер – авторитарный тип личности.

Джеффри Горер – русский национальный характер, «пелёночная гипотеза».