15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
Концепция была создана в середине 19 века. Представители – Морис Лацарус и Хейман Штейнталь.
Смысл концепции: благодаря единству происхождения и среды обитания, все индивиды одного народа носят отпечаток особой природы народа на своем теле и душе. При этом воздействие телесных влияний на душу вызывает определенные склонности, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего они обладают одним и тем же народным духом.
Народный дух – психическое сходство индивидов, которое понимается как самосознание.
Задачи:
Познание психологической сущности народного духа;
Выявление законов, по которым совершенствуется духовная деятельность;
Изучение причин возникновения и исследование особенностей какого-либо народа.
Вильгельм Вундт – «Психология народов» - выдвинул тезис о том, что высшие психологические процессы людей не доступны эксперименту (мышление, воля, речь). Противопоставляет индивидуальное и народное сознание. Народное сознание – синтез индивидуальных сознаний; формируется новая реальность, которая проявляется в продуктах сверхличностной деятельности (языке, мифах, морали).
Язык – проявление народного духа, коллективной воли.
Лестер Франк Уорд – вся социальная эволюция направляется психологическими силами. Главную роль здесь играет воля и волевые импульсы. Человек выступаем в качестве активного субъекта, который действует сообразно выдвигаемым им целям.
Источники культуры опираются на систему желаний:
Первичные (потребности, связанные с поддержанием жизни);
Вторичные (высшие потребности – саморазвитие, получение уважения и т.д.).
Главная движущая сила – интеллект.
Психические факторы цивилизации:
Субъективные – понимаются чувствами;
Объективные – объясняются интеллектом;
Синтез факторов = экономия природы и духа.
Роль удовольствия и страдания в жизни человека; исследования счастья, психологии изобретений.
Уильям Грэм Самнер – понятие народного обычая. Народный обычай – всякий способ чувствования, мышления, поведения, достижения цели, общий для членов социальной группы.
Причины появления и существования обычаев: борьба людей друг с другом или окружающей природой (обычаи – конкретные виды защиты и нападения в процессе борьбы за существование); 4 мотива человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолюбие, страх). Если обычай получает санкцию религии или морали, то такой обычай становится нравом. Если обычаи и нравы дополняются социальным аппаратом, они формируют общественные институты.
Изучение национального характера направлено на многомерный анализ культуры с целью обнаружения специфических особенностей духовной культуры. Понимание психологии народов, врагов и лидеров полезно как в планировании операций в ходе войны, так и в ходе построения послевоенной государственной политики.
2 подхода к изучению национальных характеров:
личностно-центрированный (основной предмет – «модальная личностная структура», доминирующая у большинства представителей того или иного народа);
культурно-центрированный подход (изучение культурных моделей поведения (национальный характер в данном случае – особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей) (
М. Мид, Р. Бенедикт: изучение социальной личности, «концепция «социальной личности» - более или менее осознанной системы идей, верований, установок, чувств
Э. Фромм, К. Клакхон: главная цель – выявление стержня национального характера; исследование «гения народа» - через изучение литературы, философии, искусства.
Клод Клакхон изучал национальный характер Японии во время Второй Мировой войны. Стержень характера японца – долг или обязанность.
Эрих Фромм – немецкий национальный характер – авторитарный тип личности.
Джеффри Горер – русский национальный характер, «пелёночная гипотеза».
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.