Культурная антропология, ее место среди других наук.
Антропология, как это следует из названия, – это наука о человеке. Однако к наукам о человеке относятся, как известно (и это также отражено в названии), все гуманитарные науки и некоторые естественные (медицина, частично - биология). Разумеется, наук о человеке много, и это понятно, потому что, во-первых, человек - очень сложное разностороннее и многогранное существо, а во-вторых, все эти науки развиваются в человеческом обществе, где, естественно, именно человек находится в центре внимания. Остальные науки, не сконцентрированные непосредственно на человеке, имеют в качестве предмета изучения мир, природу, объективную внечеловеческую реальность, но это – мир, окружающий человека, и изучается человеком, для человека, с точки зрения человека. Иными словами, человеческий фактор присутствует даже в самой негуманитарной науке. Итак, существует много наук о человеке, изучающих разные стороны его жизни: физическую (биология, медицина) и духовную (психология, философия, филология) сущность, его деятельность (экономика, социология), его становление и развитие (история). Эти дисциплины, разумеется, тесно взаимосвязаны, поскольку восходят к одному и тому же объекту изучения - человеку, в котором все эти разные, разнесенные по дисциплинам аспекты сосуществует как единый организм, как неразрывное целое.
Чем же занимается антропология, какой отдельный «кусок» выбрала себе эта наука, разорвав (как и все остальные) неразрывное целое?Антропология отличается от всех других наук о человеке как раз тем, что она пытается собрать воедино все отдельные аспекты и изучить глобально и всесторонне общий процесс физического и культурного развития человека.
Соответственно, антропология подразделяется на:
1) физическую антропологию, изучающую биологическое происхождение и эволюцию физической организации человека, представленного различными расами.
2) культурную антропологию, изучающую формирование и развитие человеческой культуры.
Основная цель культурной антропологии как чрезвычайно широкой фундаментальной науки, вбирающей в себя знания других гуманитарных наук, - всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры, общие проблемы культурного развития человечества.
АНТРОПОЛОГИЯ — область научного познания, в рамках к-рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.
Логика культур-антропологического исследования такова: чтобы познать человека американского общества, необходимо изучить американскую культуру; чтобы познакомиться с японским национальным характером, надо освоить японскую культуру. Название «культурная антропология» в большей степени связано с американской научной традицией, в Великобритании эта область научных знаний носит название «социальная антропология». В некоторых европейских странах, в том числе и в России, ее называют этнографией ( этнологией). В последние годы все больше утверждается точка зрения о близости социальной и культурной антропологии и этнологии. Часто используется понятие «социально-культурная антропология». Между этнологией и культурной антропологией упор делается не на том, что их разделяет, а на том, что их объединяет.
В современной научной литературе не утихают дискуссии вокруг статуса антропологии до сих пор в заголовки статей выносится вопрос: “Какого рода наукой является антропология?” Другими словами, является ли антропология естественнонаучной или социально–гуманитарной дисциплиной?
|
В современной отечественной литературе можно встретить самые разные варианты ответа на этот вопрос. Одна группа ученых, как отечественных, так и зарубежных, склонна видеть в антропологии биологическую дисциплину, задача которой заключается в том, чтобы проследить процесс перехода от природных закономерностей к социальным. В связи с этим антропология “занимает особое место в системе наук. Она является биологической наукой, это биология вида Homo sapiens, но соприкасается с социальными дисциплинами – первобытной историей, социальной психологией и др. В научной и учебной литературе можно встретить близкую позицию, когда антропология определяется как наука морфологическая, занимающаяся выявлением формы и структуры. Человек в рамках такой науки представляет собой предмет генетических исследований.
Воззрение на антропологию как на социальную науку широко распространено в отечественной и зарубежной литературе. Так, английский ученый А.Редклифф–Браун полагает, что современная антропология – это наука сравнительной социологии и, следовательно, она является функционально обобщающей и социологичной. Французский ученый М.Мосс, племянник и ученик Э.Дюркгейма, также подходит к пониманию антропологии с позиций, близких к социологии. Раскрывая место антропологии среди социальных наук, К.Леви–Строс пишет о том, что эта дисциплина “сегодня оказывается на странном перекрестке наук». Поскольку как наука антропология является точной и объективной, ей необходим некий общий язык для передачи разнородного социального опыта, а потому она обращается к математике и символической логике. Будучи наукой семиотической, антропология, обращается к лингвистике, психологии, и вместе с тем она внимательно относится к развитию других социальных наук и особенно тех, которые разделяют с ней эту общую перспективу, т.е. к географии человека, социальной и экономической истории и социологии.
|
Вызывает интерес трактовка этнографии как исторически первой стадии развития научных исследований, на которой ученые в основном используют описательные методы. Этнология по отношению к этнографии представляет собой следующий шаг. Она дает первые обобщения полевого материала, осуществляя синтез в трех направлениях: географическом, историческом и систематическом. Другими словами, “этнология подразумевает под этнографией свой первый этап, являясь ее продолжением”. Дальнейшие этапы синтеза в научных сообществах разных стран представлялись по–разному. Так, во Франции этим должны были заниматься социология или философия. Это одна из причин того, что термин “антропология” использовался учеными лишь для обозначения отрасли биологической науки. В англоязычных странах этнография, этнология и антропология не считаются тремя разными дисциплинами, а рассматриваются как три этапа развития социально–гуманитарных исследований человека и его культуры. Следовательно, этнография и этнология, которые ориентируются в основном на дескриптивную (описательную) методологию, более близки к историческим наукам. Работы культурных и социальных антропологов, занимающихся теоретическим осмыслением структуры и функционирования культур и использующих для этого наработки примыкают к социологии
Культурная антропология и культурология: проблема соотношения
Американский ученый Лесли А. Уайт еще в 1939 г. зафиксировал кризис культурной антропологии, суть которого он видел в том, что антропологи замкнулись в экзотическом мире бесписьменного прошлого, сделавшимся для них убежищем от жгучих проблем современности. Уайт отверг субъективизм, психологизм и биологизаторство в понимании культуры. Необходима особая антропологическая субдисциплина - культурологии, которая, по его мнению, должна выступать как общетеоретическая и методологическая база, открывающая новые перспективы для развития антропологических исследований. Уайт определял культурологию как отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как самостоятельную систему феноменов (институтов, технологий, идеологий), организованных и существующих по собственным законам. Уайт никоим образом не смешивал культурологию с философией, а тем более с психологией и полагал, что между науками, исследующими культуру, не может быть никаких серьезных оснований для конфликта, поскольку они дополняют друг друга.
Граница между философским и научным знанием о культуре очевидна. При сопоставлении трудов представителей разных наук о культуре становится ясно, что та программа, которая была декларирована в нашей стране, когда шло формирование культурологии как науки, ближе всего именно к культурной антропологии. Вместе с тем следует напомнить, что объектом исследования культурной антропологии с самого начала были прежде всего традиционные общества и даже тогда когда ее представители стали обращать внимание на состояние современных культур, главное внимание уделялось прежде всего антропологическому аспекту. В рамках культурологических исследований главное внимание уделяется культуре: теоретическому описанию данного феномена, построению моделей эволюции понятия культура, выяснению прикладных аспектов культурологического знания и т.д.
Не разрешенным является вопрос о связи культурной антропологии с этнологией. Существует четыре варианта ответа на вопрос о связи этих дисциплин, причём у каждого из этих вариантов есть свои апологеты.
Так ряд исследователей считают, что этнология и культурная антропология понятия синонимичные. Другие же полагают, что понятие культурная антропология шире понятия этнология и включает в себя последнее. По их мнению, культурная антропология выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, в то время как этнология представляет собой сравнительный анализ культур. Третьи настаивают на том, что этнология по своему предметному полю значительно шире культурной антропологии, которая по их мнению, не выходит за рамки науки о биологической и физической природе человека. Четвёртый вариант сводится к тому, что хотя оба понятия и связаны, они имеют принципиально разные предметы: предмет культурной антропологии — аспекты культуры человечества, этнологии — изучение отдельных этносов и теоретический анализ этнических общностей как таковых.
В отечественной науке более распространён третий подход, в то время как в западной — первые два. В США и Великобритании термин «этнология» как определение научной дисциплины практически неизвестен. В США используется понятие «культурная антропология», в Великобритании — «социальная антропология».
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.