logo search
OTVETY_NA_STILISTIKU

Художественный текст как система

1. Единицы художественного текста очень тесно связаны между собой. И именно вся система (а не отдельные средства) формирует художественный образ, общую тональность произведения. Если изъять из этой системы какой-либо компонент, то, по выражению А.М. Пешковского, произойдет «облысение» образа. Исказить образ может даже удаление одного суффикса; ср.: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о рыбаке и рыбе».

2. В рамках системы художественного текста значимым является взаимодействие не только таких единиц, которые находятся рядом (в контактной позиции), но и таких, которые удалены друг от друга (находятся в дистантной позиции).

3. При создании образов единицы разных уровней поддерживают друг друга, усиливают тот эффект, который каждая из них создает в отдельности. Если писателю нужно изобразить гнетущую атмосферу, ощущение того, что ничего в жизни не изменится, он использует лексику соответствующих тематических групп: комнату назовет мрачной, мебель –потемневшей от старости, утро – серым, пейзаж – печальнымоднообразным; печаль – бесконечной, тоску – давящей. Однако у него не получится создать цельный, непротиворечивый образ исключительно посредством лексических единиц. Эти единицы должны получить соответствующие морфологические формы (например, глаголы, скорее всего, будут иметь форму несовершенного вида, потому что он указывает на длительное действие, действие, не имеющее предела); они (лексические единицы) должны быть помещены в такие синтаксические конструкции, которые придадут речи тягучесть, монотонность (для этого, например, подойдут распространенные предложения, осложненные довольно длинными рядами однородных членов предложения, обособленными определениям, выраженными причастиями с зависимыми словами) и т.п.

Впрочем, в конкретных текстах единицы разных уровней языка в эстетическом отношении (в плане создания образов) являются неодинаково значимыми. Наиболее важными могут оказаться один или два уровня (например, фонетический и лексический, лексический и синтаксический) или даже группа единиц иного уровня (например, антонимы), конкретная языковая единица (например, конкретное слово). Это явление обозначается термином «эстетическая доминанта».