logo
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

25. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.

Классицизм (от лат. - образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX веков.

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строится на основе строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определенные признаки, смешение которых не допускается.

Основателем поэтики классицизма является француз Франсуа Малерб. Ведущие представители: трагики Корнель и Расин, баснописец Лафонтен, сатирик Буало, комедия Мольер.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идея просвещения. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. Вольтер, Гете, Шиллер.

В России классицизм зародился после преобразований Петра I. Ломоносов – реформа русского стиха, теория «Трех штилей». Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как признаны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. В России получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Фонвизин), сатира (Кантемир), басня (Сумароков, Хемницер), ода (Ломоносов, Державин).