logo
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

36. Художественная деталь, ее функции в тексте.

Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться автором обстоятельно, детализировано, в подробностях, или, напротив, обозначаться суммирующее, итогово. Жизненные явления воспроизводятся либо «крупным планом», либо «общим планом».

Из предметно-психологической сферы произведения, нередко весьма широкой, автор выделяет ее отдельные детали, являющиеся несомненно важными звеньями произведения.

За пределами «мелочей», подробностей, деталей находятся не только впрямую формулируемые писателем обобщения, но и краткие «итоговые» сообщения о каких-то фактах, которые остались вне сюжета. «Вишневый сад».

Детализированные картины, играющие, как правило, главную, решающую роль в литературном творчестве, могут строиться по-разному. В одних случаях автор дает развернутую характеристику какого-либо одного явления, в других – соединяет в одних и тех же текстовых эпизодах разнородную предметность. Так, например, Тургенев и Гончаров были весьма склонны к неторопливому и обстоятельному живописанию интерьеров, пейзажей, наружности героев, их разговоров и душевных состояний, сосредотачиваясь то на одних, то на других сторонах воссоздаваемой реальности.

Иначе подается изображение в чеховской прозе, немногословной, компактной, динамичной и стремительной в переходах от одних предметов к другим.

За рамками детализированного представления: умолчания (узнавания), пробелы, аллюзии.