17. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
Персонажи литературных произведений неизменно проявляют себя в словах, произнесенных вслух или про себя. Лихачев: речь действующего лица – это речь автора за него. Автор своего рода кукловод. .
От эпохи к эпохе персонажи стали все в большей мере получать речевую характеристику: высказываться в присущей им манере. Это или нескончаемый поток речи, или отдельные короткие реплики, или вообще полное молчание. Речь изображаемых писателем персонажей может быть упорядоченной, отвечающей неким нормам (Чацкий «говорит, как пишет»), либо сбивчивой, неумелой, хаотичной.
Способ, манера, характер «говорения» нередко выдвигаются в центр произведения и творчества писателя. Платонов и его герои – «люди косноязычные и неграмотные», рождающаяся мысль которых получает «темное, шероховатое, нечленораздельное выражение».
«Говорящий человек» проявляет себя в речи диалогической и монологической. Диалоги и монологи являются своего рода связующим звеном между миром произведения и его речевой тканью. Они составляют феномен художественной речи.
Диалогам отведена ответственная роль в художественной литературе. В драматических произведениях они доминируют безусловно, в эпических они также весьма значимы и порой занимают большую часть текста. Взаимоотношения персонажей вне их диалогов не могут быть выявлены конкретно и ярко.
Монологическая речь также составляет неотъемлемое звено литературных произведений. Высказывания в лирике – это от начала и до конца монолог лирического героя. Эпическое произведение организуется принадлежащим повествователю-рассказчику монологом, к которому «подключаются» диалоги изображаемых лиц. Монолог значим и в речи персонажей эпических и драматических жанров. Это и внутренняя речь в ее специфичности, вполне доступная повестям и романам, и условные «реплики в сторону» в пьесах. Это также и пространственные высказывания вслух, к которым, например, склонны Чацкий, Рудин и большинство персонажей произведений Достоевского.
В какой же мере в произведении присутствует речь самого автора? По словам Бахтина «первичный автор облекается в молчание. Но это молчание может принимать различные формы выражения». И в самом деле: в одних случаях (повествовательный сказ, ролевая лирика, драма, произведения с «подставным» авторством) авторская позиция выражается сугубо опосредованно, не реализуясь в прямом слове, в других же (речь неперсонифицированного повествователя) она явлена в речи открыто и прямо. Нередко автор «поручает» героям произведения выразить свое миропонимание, свои взгляды и оценки. Чацкий – Грибоедов.
Обращаясь к читателю, писатель изъясняется языком не прямых словесных суждений, а художественных образов и, в частности, образов персонажей как носителей речи.
Сказ ориентирован на речь «внелитературную»: устную, бытовую, разговорную, которая при этом является чужой писателю, неавторской. Важнейшее свойство сказа – «установка на воспроизведение разговорного монолога героя-рассказчика», имитация «жизненного» разговора, рождающегося как бы сию минуту, здесь и сейчас, в момент его восприятия. Эта форма повествования как бы возвращает произведения в мир живого языка, освобождает их от привычных литературных условностей. Сказ приковывает внимание к носителю речи – рассказчику, выдвигая на первый план его фигуру, его голос, присущую ему лексику и фразеологию. Сказ – всегда негромкая беседа. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сказ … о Левше», «Очарованный странник», «Малахитовая шкатулка», «Василий Теркин» - формы сказа.
Запечатлеваются и поэтизируются мир людей, живущих в традиции народной культуры: их неподдельно живая веселость, острый ум, своеобычность и меткость речи. Сказ предоставил народной массе возможности заговорить непосредственно от своего имени.
- Основы теории литературы
- 1. Специфика художественного образа. Его функции и художественные свойства. Типология образов.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носители жанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 9. Силлабо-тоническая система стихосложения
- Терминология Стопа
- Стихотворный размер
- Метр и ритм в стихе
- История развития силлаботоники в России
- 10. Общие элементы внутренней композиции
- 11. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- Общие понятия
- Музыкально-речевые системы стихосложения Античное стихосложение
- Русское народное стихосложение
- Акцентные системы стихосложения
- Тоническое стихосложение
- Силлабическое стихосложение
- Силлабо-тоническое стихосложение
- Основные моменты в истории русского стихосложения
- 13. Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественное единство. Слагаемые литературного произведения как системы.
- 15. Проблема художественной формы и художественного содержания в литературном произведении как отражение его органической целостности.
- 16. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18. Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 20. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Звуковая организация художественного произведения
- 21. Жанры драмы
- Виды драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- Общие сведения
- Строфа в русском стихосложении; Виды строф
- 25. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства. Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- Условность художественная
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- Модернизм в искусстве
- Модернизм в архитектуре
- Модернистские течения в искусстве
- 31. Основные черты постмодернизма
- История возникновения
- Отличие постмодернизма от модернизма
- Постмодернизм в философии
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежными филологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделов литературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятие архитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- Общая характеристика
- Периоды эпохи Раннее Возрождение
- Позднее Возрождение
- Философия
- Литература
- Изобразительное искусство
- Архитектура
- 40. Барокко
- Барочный человек
- Эпоха барокко
- Черты барокко
- Барокко в живописи
- Барокко в архитектуре
- Барокко в литературе
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)
- История
- Российские поэты-верлибристы