logo
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

16. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе.

Художественная речь выражает себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза).

У стихотворной речи есть уникальная способность, составляющая ее ценность: жизнь в памяти человека, – это и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.

Ныне изучены не только внешние различия между стихами и прозой (последовательно осуществляемый ритм стихотворной речи; необходимость в ней ритмической паузы между стихами, составляющими основную единицу ритма, - и отсутствие, по крайней мере необязательность всего этого в художественно-прозаическом тексте), но и функциональные несходства.

Стихотворные формы уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности. Стиховая форма «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказываний, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность.

Но и художественной прозы есть свои особенности и ценности, которыми поэзия обладает в меньшей мере. При обращении к прозе перед автором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соединение в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозе важна диалогичность, в то время как поэзия в большей степени монологична.

В прозе наиболее полно и широко используются изобразительные и познавательные возможности речи, в поэзии же акцентируются ее экспрессивные и эстетические начала.

«Поэзия» - образовано от глагола «делать», «говорить»; «проза» - прил. «прямой», «простой».