logo
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.

Сентиментализм – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII века, сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества.

«Естественный» человек становился главным героем сентиментализма. Писатели-символисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности». Достижение счастья как главное цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека и пребывание в естественной среде; сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем больше он опустошен и одинок. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Герой сентиментальной литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения и даже изгой, по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать всю его неисчерпаемость и противоречивость. Сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке.

Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, - элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и т.д. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим изображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Карамзин «Бедная Лиза», «Записки русского путешественника»

Руссо «Новая Элоиза»

Томас Грей «Сельское кладбище», Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло»