logo
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

18. Лирика как литературный род. Формы лирики.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, устремления. Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. Оно не столько выражается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельно движения человеческой души.

Лежащее в основе лирического произведения переживание – это своего рода душевное озарение.

Лирику привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней реальности. Лирическая поэзия способна непринужденно и широко запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнь, вселенной, мирозданием.

Лирика тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.

В лирике преобладают небольшие по объему стихотворения.

Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности или компактного рассказа о каком-либо событии. Лирика близка музыке своей сутью.

Носителя переживаний, выраженных в лирике, принято называть лирическим героем. Он не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но и оказывается он него неотличим. Лирика не просто воспроизводит чувства автора, она трансформирует их, обогащает, создает заново, возвышает и облагораживает.

Лирическое творчество обладает максимальной внушающей, заражающей силой. Полно воспринять лирическое произведение – это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное.

19. Эпос как литературный род. Формы эпоса.

Признак эпического жанра – хронотоп.

В эпическом роде литературы организующим началом является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это – рассказ о происшедшем ранее. Повествование имеет форму прошедшего времени.

Повествование – это развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность; включается также описание и рассуждение.

Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное чтение и слушание: романы и эпопеи, охватывающие жизнь с необычайной широтой. «Илиада» и «Одиссея», «Война и мир», «Тихий Дон», «Сага о Форсайтах», «Унесенные ветром» и др.

Особенности. Эпическое произведение может вобрать в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. Повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека.

Значимо присутствие повествователя – некого посредника между изображаемым и читателем. Эпическая форма воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а в конечном счете – склад ума и чувств повествователя.

Литературе доступны разные способы повествования. Объективное повествование – повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием (Гомер). Субъективное повествование – повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями (Толстой, Достоевский, Чехов, Манн, Флобер).

Наиболее распространенная форма эпического повествования – это рассказ от третьего лица. Но повествующий вполне может выступить в произведении как некое «я». Таких повествователей называют рассказчиками. Рассказчик нередко является одним из героев произведения («ГНВ», «Капитанская дочка»)