logo
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

27. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.

Романтизм – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII – XIX веков в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик – первая четверть XIX века.

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок и бесконечен. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимых с обыденным миром. Привлекательной для романтиков становится фантастика, народная музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждения свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального.

Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. Романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве значительное место занимает пейзаж.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиям в области стихосложения, метра, ритма.