2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
Чтобы начать разговор о персонажах, нужно, прежде всего, дать определение иконики. Иконика – это раздел поэтики, изучающий образы персонажей. В иконике существует раздел художественной антропологии, которая изучает воссозданного в искусстве вторичного человека.
Персонаж (самое широкое понятие в художественной антропологии) – субъект действия, переживания и высказывания в литературном произведении. Обычно под термином «персонаж» подразумевают любой говорящий объект.
Образ имеет определенную структуру: внешний облик (мимика, жесты, портрет) и внутренний мир (мысли, чувства, сфера бессознательного).
В художественном произведении внешний облик и внутренний мир персонажа составляют единое, идейно-эстетическое целое, всегда взаимосвязанное.
Приемом узнавания персонажа является его характеристика. Под характеристикой мы понимаем систему мотивов, нераздельную связь с данным персонажем.
К средствам психологической характеристики персонажей относятся: имя, портретная и поведенческая деталь и речевое поведение.
Имя может быть знаком социального положения героя и характеристикой главного качества. ПРИМЕР!!!!!!
Речь персонажа также имеет должностной эстетический смысл. Эмоционально-окрашенная, нейтральная.
Выделяют такой художественный образ как герой (главное действующее лицо).
М. Бахтин: герой – носитель основного события. Герой отличается от других персонажей степенью вовлеченности в сюжет произведения. Без его участия не могут состояться основные сюжетные события. Герой противостоит другим персонажам как субъект высказываний, доминирующий в речевой структуре произведения. Герой выражает сущность создаваемого автором мира.
Таким образом, существует типология создаваемых автором литературных персонажей: герой-характер, герой-символ, социальный тип, положительный и отрицательный персонаж, вечные образы, читатель-персонаж.
Характер должен отражать в произведении авторскую нравственно-эстетическую концепцию, а тип (образец) – обобщенный образ индивидуальности, наиболее характерный для той или иной среды.
К вечным образам относятся Дон Жуан, Фауст, Гамлет.
Правильнее анализировать в произведении систему персонажей. Они связаны как на сюжетном, так и на мотивном уровне. Система двойников. Раскольников – тип и образ.
Градация персонажей: главнее, второстепенные и эпизодические. Они отличаются друг от друга не только степенью вовлеченности в сюжет, но и объемом идеи, которую они несут.
Есть прямая характеристика персонажа (самохарактеристика) – то, что мы узнаем непосредственно от самого персонажа (рассказ об его предыстории, либо в речах других персонажей), косвенная (когда характер выражается в поступках и поведении героев).
Виды персонажей: неизменные и меняющиеся.
Неизменный – тот, который не меняется на протяжении всей фабулы (рассказ, малые жанровые формы). Меняющийся – роман, роман-эпопея и т.д.
- Основы теории литературы
- 1. Специфика художественного образа. Его функции и художественные свойства. Типология образов.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носители жанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 9. Силлабо-тоническая система стихосложения
- Терминология Стопа
- Стихотворный размер
- Метр и ритм в стихе
- История развития силлаботоники в России
- 10. Общие элементы внутренней композиции
- 11. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- Общие понятия
- Музыкально-речевые системы стихосложения Античное стихосложение
- Русское народное стихосложение
- Акцентные системы стихосложения
- Тоническое стихосложение
- Силлабическое стихосложение
- Силлабо-тоническое стихосложение
- Основные моменты в истории русского стихосложения
- 13. Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественное единство. Слагаемые литературного произведения как системы.
- 15. Проблема художественной формы и художественного содержания в литературном произведении как отражение его органической целостности.
- 16. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18. Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 20. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Звуковая организация художественного произведения
- 21. Жанры драмы
- Виды драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- Общие сведения
- Строфа в русском стихосложении; Виды строф
- 25. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства. Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- Условность художественная
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- Модернизм в искусстве
- Модернизм в архитектуре
- Модернистские течения в искусстве
- 31. Основные черты постмодернизма
- История возникновения
- Отличие постмодернизма от модернизма
- Постмодернизм в философии
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежными филологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделов литературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятие архитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- Общая характеристика
- Периоды эпохи Раннее Возрождение
- Позднее Возрождение
- Философия
- Литература
- Изобразительное искусство
- Архитектура
- 40. Барокко
- Барочный человек
- Эпоха барокко
- Черты барокко
- Барокко в живописи
- Барокко в архитектуре
- Барокко в литературе
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)
- История
- Российские поэты-верлибристы