logo
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

Музыкально-речевые системы стихосложения Античное стихосложение

Античная (греко-римская) система стихосложения возникла в VIII—V вв. до н. э. в Греции и была перенесена в III—I вв. до н. э. в Рим. Эта система является квантитативной; т.е. построена на длительности (количестве) слога и представляет собой заданное чередование долгих и кратких слогов.

Греческое ударение (которое являлось музыкальным, не динамическим, т.е. авто-возникающим в результате повышения тона голоса на позиции слога) устанавливало только тональное различие между слогами и т.о. не участвовало в ритмической организации стиха. Такое ударение, по общей природе ударения делая слог долгим, тем не менее не препятствовало расположению ударных слогов в позиции кратких и т.о. не сопротивляясь общему стиховому движению.

Природа латинского ударения окончательно не выяснена, но очевидно, что оно также являлось слабоцентрализирующим (пусть и в большей степени, чем греческое). Хотя в латинском стихе иногда наблюдается стремление фиксировать позицию ударного слога в ритмическом шаблоне стиха, такая позиция не обязательно связана с иктом, главным ритмическим ударением стиха, «сильным стиховым временем». В латинском стихе твердо действует только одно правило — существуют конкретные слоги в конкретных словах, которые никогда не могут располагаться в заданной шаблоном стиха позиции долгого. Т.о. ритмический рисунок латинской речи в первую очередь также определяется чередованием долгих и кратких слогов, слабозависящим от собственно ударения в слове.

Античная ритмо-метрическая теория, принимая за единицу времени (хронос протос, мора) время, необходимое для произнесения краткого слога, определяла длительность долгого слова в две моры. Допускались и слоги, содержащие более двух мор, равно как и иррациональные слоги с дробным числом мор (¾, 1½ и т.п.; привлечение дробных длительностей являлось, скорее всего, теоретической конструкцией, призванной установить объективное равенство времени между взаимозамещающими друг друга элементами стиха).

Для обозначения сильного и слабого времени стиха античные теоретики пользовались терминами арсис (поднятие) и тесис (опускание). В древнейшей ритмической теории тесис означал, по аналогии с пляской, сильное время (опускание ноги), арсис — слабое; в поздней античности, когда связь терминов с пляской была утрачена, термины стали употребляться в обратном смысле: арсис — поднятие голоса, повышение; тесис — опускание голоса, понижение.

Нормально в арсисе слог долог; тесис осуществляется краткими слогами (обычно одним или двумя). В тесисе возможен и долгий слог, т.к. даже при объективном равенстве двух слогов в сильной и слабой позициях ритмическая инерция делает арсис субъективно сильнейшим.

Детали реальной тактировки стиха восстановить очень трудно. Широко распространенное у исследователей античного стиха представление, будто арсис отличался не только длительностью, но также динамической ударностью, на объективные античные показания не опирается и реконструируется аналитически. Проблема реального звучания античного стиха не только не разрешена, но научно еще не поставлена, и изучение античного стихосложения остается «бумажным» исследованием метрических схем.

Современная практика чтения древних стихов условна и в разных странах различна. Так современные греки и итальянцы читают античные стихи без соблюдения длительности слога и с динамическим ударением на тех слогах, где в древней речи присутсвовало ударение музыкальное. Эта практика восходит к поздней античности, когда в греческом и латинском языках исчезли количественные различия, и древнее тоническое ударение перешло в динамическое.

Русская школьная практика, равно как немецкая и английская, прибегает к приему искусственной «скандовки»: игнорируя реальные ударения слов (которые, тем более, восстановить фактически невозможно), она вводит динамическое ударение на всех арсисах, приравнивая античные повышения и понижения к ударности и неударности тонического стихосложения. Количественные отношения при этом не соблюдаются. Все перенесения античных размеров в литературу народов современной Европы, все «переводы размером подлинника» и т.п. воспроизводят не реальный античный стих, а античный стих в той практике его чтения, какая в данной стране существует.

При таких условиях истолкование античного стихосложения (в сложных случаях даже описание отдельных размеров) представляет чрезвычайные трудности.

Для эпохи, предшествовавшей письменной формализации известных нам греческих размеров, следует предполагать тесную связь стиха с музыкой и пляской. Древнейшие (и т.о. простейшие) стихотворные размеры являлись вербализацией музыкальных и характеризовались определенной музыкальной дольностью (2/4, 3/4, 4/4 и т.п.). Каждый стихотворный такт, стопа, имел сильную долю, арсис, расположение которых управлялось внешним ритмом музыки и пляски; тесисы являлись неупорядоченной частью стиха, с которой обращались сравнительно свободно; при этом конец стиха был более упорядочен, чем начало. Напевность и пляска, выделяя сильные доли, способствовали ясности ритмического членения; отсюда архаичное стихосложение практически следует только одному принципу — соблюдению последовательности сильных долей.

По мере того, как поэзия отделяется от музыки и пляски, утрата ритмической поддержки извне компенсируется более строгим упорядочением стиха. В ионической поэзии (эпос, элегия, ямб) нормализация стиха выражается в членении его на отрезки равной длительности и упорядочении словоразделов (в эпосе установилось и приравнение долгого слога двум кратким, см. гекзаметр).

Эолийская лирика (Алкей, Сапфо) пошла другим путем, применяя размеры, более близкие к долитературной песне, не поддающейся разложению на равные отрезки и не знающие равенства долгого слога двум кратким. Нормализация происходит здесь путем установления постоянного количества слогов в стихе («изосиллабизм») и фиксирования повышений на определенных местах стиха.

Эти стиховые нововведения были использованы и в поэзии, рассчитанной на хоровое исполнение. Хоровая лирика (Алкман, Симонид, Пиндар и др.) сопровождалась пляской и музыкой, которая составлялась автором текста для каждого стихотворения специально (часто даже для каждой строфы), отсюда здесь господствует полная свобода ритмов. Даже строфа не всегда имеет постоянный размер, а часто лишь состоит из ряда различных элементов, напоминающих стиховые формы других жанров. Ритм являлся не столько самим стихом, сколько плясовыми движениями хора, и метрический анализ хоровой лирики принадлежит к наиболее трудным и спорным проблемам теории античного стиха.

Таким образом в греческой поэзии создаются стиховые образования трех типов:

  1. размеры, расчленяющиеся на отрезки равной длительности;

  2. изосиллабические нерасчлененные размеры, «логаэды»;

  3. музыкально-прокомпонированные размеры хоровой лирики. Наивысшим достижением этого искусства является афинская драма, использующая ионийские размеры и хоровую лирику.

Латинское стихосложение является результатом пересадки греческих стихотворных размеров на римскую почву, начиная с середины III в. до н. э. До этого времени в Риме употреблялся т. н. сатурнийский стих, напоминающий древнейший греческий стих неупорядоченностью своих понижений. (Сведения о древнейшей латинской просодии настолько ограничены, что до сих пор не удается установить самую природу этого стиха.) Для сатурнийского стиха характерна диереза, разделяющая стих на две части, стремление к равному количеству слов в стихе (обычно пять слов), частое применение аллитерации.

Перенесенные в Рим греческие размеры были восприняты в готовом виде так, как их понимала теория и практика эллинистического периода. Римляне ограничивались приспособлением греческого стиха к условиям латинской просодии, на первых порах тяготея к менее нормализованным размерам (особенно в связи с тем, что латинский язык богаче долгими слогами), а впоследствии (с I в. до н. э.) отделывая стих по эллинистическому образцу. В поздней античности в латинском языке происходят те же процессы, что и в греческом, и квантитативное стихосложение отмирает.

Античное поэтическое произведение построено обыкновенно таким образом, что все целиком, или каждая отдельная его часть, состоит из ряда повторяющихся метрических систем (стихов, строф) одинаковой структуры. Эта одинаковость выражается в равной упорядоченности чередования долгих и кратких слогов внутри целого; при этом само целое может разбиваться на меньшие отрезки одинаковой структуры. Однако античные размеры, являясь нормализацией древнейшего, менее упорядоченного стиха, допускают некоторые вариации, в результате которых стихи одинаковой структуры могут несколько отличаться один от другого по чередованию слогов. Вариации эти сводятся к следующим типам:

  1. равенство долгого двум кратким (по античной теории, стяжение двух кратких в долгий или распущение долгого в два кратких; в эолических размерах не имеет места);

  2. неполная нормализация понижения — безразличное употребление краткого или долгого слога («обоюдный» слог, syllaba anceps), а иногда и двух кратких там, где долгий не допускается;

  3. неполная нормализация начала стиха: в эолических размерах первые два слога часто безразличны и могут принимать любую долготу («эолическая баса»);

  4. анакласис («перелом») — перестановка соседних элементов стиха: совместность групп (—U и U—). Это — редкий случай, остаток неполной нормализации в членении стиха на элементарные отрезки.

Эти вариации (кроме «эолической басы») имеют место и внутри стиха, в его членении.

Античная теория разлагает стих на реальные группы долгих и кратких слогов, стопы. Стопа объединяет группу стихов собственным ритмическим ударением, которое определяет сильную долю, арсис. Как правило, сильная доля формируется первым долгим слогом, или первым из долгих слогов, если слогов несколько. Количественный состав стопы колеблется от двух до десяти мор, качественный — от двух до пяти слогов. Наиболее употребительные стопы:

Двусложные:

U U дибрахий (пиррихий)

— U трохей (хорей)

U — ямб

— — спондей

Трехсложные:

U U U трибрахий

U — U амфибрахий

U U — анапест (палимбакхий)

— U U дактиль

— U — кретик (амфимакр)

— — U антанапест

U — — бакхий (антидактиль)

— — — молосс (тримакр, экстенсипес)

Четырехсложные:

U U U U прокелевсматик (дипиррихий)

— U U U пеон первый

U — U U пеон второй

U U — U пеон третий

U U U — пеон четвертый

— U U — хориямб

U U — — ионик восходящий

— — U U ионик нисходящий

U — — U антиспаст (ямбхорей)

U — — — эпитрит первый

— U — — эпитрит второй

— — U — эпитрит третий

— — — U эпитрит четвертый

— — — — диспондей

Пятисложные:

— U U U U промакр

U — U U U парапик

U U — U U месомакр

U U U — U пиррихотрохей

U U U U — пиррихиямб

U U — — U антамебей

U U U — — дасий

U — U U — киприй

— — U U — амебей

U — — U — дохмий

— — — U U моллоссопиррихий

U — U — — париамбод

U — — — — пробрахий

— — U — — месобрахий

— — — U — моллоссиямб

— — — — — молоссоспондей

Античные теоретики указывают, что низшей структурной ритмической единицей стиха часто являются не стопа, а «метр»; т.е. икт, собственно ритмическое ударение в стихе, объединяет две стопы (т.н. диподию). При этом сильная доля одной стопы в метре, попадая под икт, превалирует над соседней. Сочетание двух метров образует диметр, трех — триметр, четырех — тетраметр, пяти — пентаметр, шести — гекзаметр (больше редко). Последний метр (клаузула) стиха часто видоизменен; полностью или частично опускается тесис; это явление называется «каталектика».