9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:
пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;
повышенный.
Код компетен-ции | Уровень сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Критерии оценки | ||
знает | умеет | владеет |
ОПК-3
| Пороговый | Выпускник демонстрирует знание основ речевой профессиональной культуры, особенностей публичной речи, форм и видов устной и письменной коммуникации, контекстов, в которых протекает педагогический процесс, основных способов вербальной и невербальной коммуникации. Выпускник умеет использовать основные формы и виды устной и письменной коммуникации с профессиональными целями, создавать тексты профессионального и социально значимого содержания, учитывать контексты, в которых протекает педагогический процесс, учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся, слушать и слышать собеседника; задавать вопросы, корректно вступать в разговор, развивая тему беседы, соглашаясь с собеседником или аргументированно возражая ему; выступать с публичной речью разных жанров; избегать конфликтов в речевом общении. Владеет педагогической техникой (адекватной мимикой, интонацией, темпоритмом речи и движений), понятийным аппаратом и профессиональным языком предметной области знания; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Способен излагать свои мысли, педагогические убеждения и оценки в устной и письменной форме, осуществлять бесконфликтное общение. | Основы речевой профессиональной культуры (нормы словообразования).
| Соблюдать этику научного общения; излагать результаты самостоятельной учебной работы в устной и письменной форме; использовать языковые особенности научного стиля речи.
| Понятийным аппаратом и профессиональным языком лингвистики.
|
| Повышенный | Выпускник демонстрирует знание основ речевой профессиональной культуры; особенностей публичной речи и приёмов ведения дискуссии и полемики; различных формы и видов устной и письменной коммуникации; контекстов (социальных, культурных, национальных), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; различных способов вербальной и невербальной коммуникации; типологии конфликтов и способов их разрешения. Выпускник умеет использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; создавать и редактировать тексты профессионального и социально значимого содержания; учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях. Владеет понятийным аппаратом и профессиональным языком предметной области знания, различными способами и средствами вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; способами бесконфликтного речевого взаимодействия в группах гетерогенного состава. Способен излагать свои мысли, педагогические убеждения и оценки в соответствии с требованиями стиля общения и речевого жанра педагогического высказывания. | Основы речевой профессиональной культуры (нормы словообразования). языковые особенности научного стиля речи; приемы ведения научной дискуссии.
| Соблюдать этику научного общения; излагать результаты самостоятельной учебной работы в устной и письменной форме; использовать языковые особенности научного стиля речи.
| Основами речевой профессиональной культуры (соблюдает нормы словообразования современного русского литературного языка), основными формами и видами устной и письменной коммуникации с целью представления результатов самостоятельного осмысления материала; языковыми особенности научного стиля речи; приемами ведения научной дискуссии.
|
СК-1 | Пороговый | Знание основных принципов организации системы языка (видов единиц и типов структурных отношений в системе языка), основных тенденций исторических изменений русского языка. Умение анализировать современное состояние всех уровней языка, исторические изменения, произошедшие на каждом уровне языковой системы Владеет базовыми навыками системно-структурного и исторического (сравнительно-исторического) анализов. Способен определять место русского языка в генеалогической и типологической классификациях языков. | Основные принципы организации морфемного уровня языковой системы.
| Анализировать современное состояние морфемного уровня языковой системы.
| Базовыми навыками системно-структурных анализов слова/словоформы (морфемного, словообразовательного). |
| Повышенный | Знание основных принципов организации системы языка, типологических характеристик русского языка, основных тенденций исторических изменений русского языка. Умение соотносить результаты структурного и исторического анализов. Владеет основными навыками системно-структурного и исторического анализов. Способен соотносить знание о современном состоянии русского языка со знаниями о результатах его диахронического становления. | Основные принципы организации системы языка, типологические характеристики русского языка (флективный характер), основных процессов исторических изменений в морфемной структуре слова, тенденции к росту агглютинативных черт в словообразовании.
| Анализировать современное состояние морфемного уровня языковой системы; соотносить результаты структурного (синхронного морфемного и словообразовательного) и исторического (морфемного и словообразовательного) анализов; определять место русского языка в типологической классификации языков; соотносить знание о современном состоянии морфемного уровня русского языка со знаниями о результатах диахронического становления единиц этого уровня и результатах исторических фонетических явлений и процессов.
| Базовыми навыками системно-структурного (морфемного, словообразовательного, этимологического) анализа слова/словоформы. |
СК-2 | Пороговый | Знание уровневых единиц языковой системы, их формальных признаков. Умение определять формальные и функциональные признаки единиц языка, анализировать их семантику. Умение обучать школьников анализу различных единиц языка. Владеет основными навыками семантического, функционального и формально-грамматического анализов. Способен соотносить значение языковой единицы с ее собственно грамматическим и синтаксическим потенциалом. Способен обучить школьников семантическому и формально-грамматическому анализу единиц языка. | Единицы морфемного уровня языковой системы, их формальные признаки.
| Определять формальные и функциональные признаки единиц морфемного уровня языка, анализировать их семантику.
| Основной терминологией в области морфемики и словообразования; основными навыками морфемного и словообразовательного анализов слова/словоформы. |
| Повышенный | Знание сущностных признаков и функционально-семантического потенциала единиц языка. Умение устанавливать корреляции между формальными признаками единиц языка, их семантикой и функциональной нагрузкой в языковой системе. Владеет основными навыками семантического, функционального и формально-грамматического анализов. Способен проводить анализ языковых единиц в рамках парадигматического и синтагматического описания. Способен соотносить семантико-функциональный и стилистический потенциалы единиц языка. Способен соотносить знания о формально-грамматических характеристиках системы русского языка с типологическим описанием языка. Способен применять методологию комплексного анализа единиц языка в практике школьного обучения русскому языку. | Сущностные признаки и функционально-семантический потенциал единиц морфемного уровня языка.
| Устанавливать корреляции между формальными признаками единиц морфемного уровня языка, их семантикой и функциональной нагрузкой в языковой системе; проводить анализ языковых единиц морфемного уровня языка в рамках парадигматического и синтагматического описания. | Основной терминологией в области морфемики и словообразования; основными навыками морфемного и словообразовательного анализов слова/словоформы |
СК-4 | Пороговый | Знание генеалогической и морфологической (типологической) классификаций языков мира и места русского языка в них. Умение производить историко-этимологический анализ языковых единиц. Владеет базовыми навыками структурно-типологического, сравнительно-сопоставительного, историко-этимологического анализов. Способен обучить приемам этимологического анализа в практике преподавания русского языка в школе. | флективного характера русского языка.
| устанавливать формообразовательную функцию окончаний, суффиксов, постфиксов; определять морфонологические явления.
| базовыми навыками структурно-типологического и историко-этимологического анализа единиц морфемного уровня языковой системы. |
| Повышенный | Знание теоретических принципов компаративистики, разделов типологии языков, ареальной и функциональной типологии языков, языковых универсалий, теории лакун. Умение определять языковой тип, выявлять языковые универсалии и лакуны, определять характер заимствований. Владеет базовыми и основными навыками структурно-типологического, сравнительно-сопоставительного, историко-этимологического анализов. Способен обучить приемам этимологического и сравнительно-сопоставительного анализов в практике преподавания русского языка в школе. | флективного характера русского языка и агглютинативных черт в русском словообразовании.
| устанавливать формообразовательную функцию окончаний, суффиксов, постфиксов; определять и объяснять морфонологические явления.
| базовыми навыками структурно-типологического историко-этимологического анализа единиц морфемного уровня языковой системы, в том числе навыками анализа единиц с неоднозначной формальной квалификацией. |
СК-5 «Способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития». | Пороговый | Знание основных этапов развития лингвистической науки и методов лингвистического исследования. Умеет анализировать наиболее значимые положения ведущих лингвистических школ и направлений. Владеет базовыми навыками анализа основных этапов развития лингвистической науки. Способен понимать закономерности становления языкознания, определять основные направления в изучении и преподавании языка.
| основных этапов развития морфемики и словообразования.
| понимать закономерности становления морфемики и словообразования как научных дисциплин; анализировать наиболее значимые положения ведущих лингвистических школ и направлений (по дискуссионным вопросам морфемики и словообразования).
| базовыми навыками анализа научных концепций по вопросу о количестве и качестве способов синхронного словообразования. |
| Повышенный | Знание основных направлений развития лингвистической науки и их взаимосвязей. Умение определять задачи основных лингвистических школ и направлений, анализировать результаты их научных исследований. Владеет основными навыками анализа основных этапов развития лингвистической науки. Ориентируется в парадигме лингвистических школ и направлений. Обладает представлением о дискуссионных вопросах современного языкознания и междисциплинарных теориях языка. | основных этапов развития морфемики и словообразования.
| понимать закономерности становления морфемики и словообразования как научных дисциплин; анализировать наиболее значимые положения ведущих лингвистических школ и направлений (по дискуссионным вопросам морфемики и словообразования).
| базовыми навыками анализа основных этапов развития лингвистической науки (по вопросам о количестве и качестве способов синхронного словообразования; количества и качества морфем русского языка, типов исторических изменений в морфемной структуре слова, активных процессов в словообразовании). |
Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента
См. перечень вопросов к практическим занятиям и п. 9.3. Вопросы к зачету.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации