Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
Цель – сформировать понимание производного слова как единицы, значение и звучание которой выводится из формально и семантически соотносительной единицы; освоить основную терминологию словообразования.
Основные понятия: производное слово, словообразовательная мотивация, мотивирующая база, словообразовательный формант, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательное значение, словообразовательный тип, способ словообразования, морфонология.
Вопросы:
Производное слово как основная единица словообразования.
Соотношение членимости и производности.
Синхронное и историческое словообразование.
Словообразовательная мотивация.
Непосредственная и опосредованная мотивации.
Приемы установления мотивации (направления).
Словообразовательная структура слова (мотивирующая база и формант).
Типы мотивирующих основ (баз).
Словообразовательная цепочка.
Ступенчатый характер русского словообразования.
Словообразовательное гнездо.
Строение гнезда.
Лексическое, грамматическое, словообразовательное значение (сопоставительная характеристика).
Словообразовательный тип; его признаки.
Классификации словообразовательных типов.
Морфонологической модели.
Морфонологические особенности словообразования.
Чередование внутри морфем и на морфемном «шве».
Усечение производящих основ.
Интерфиксация.
Наложение морфем.
Базовый учебник
Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 63-77; 80-202. (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн»)
Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учебное пособие. М.: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»)
Список источников и литературы
Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики. М.: Гнозис, 2005. [Раздел 6. Грамматическая семантика.]
Алиева Л. В. Современный русский язык. Морфемика и словообразование: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Соликамск: Изд-во Соликамского педагогического института, 1999.
Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования // Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
Виноградов В. В. Словообразование в отношении грамматики и лексики. Вопросы русского словообразования // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 166 - 220.
Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И.Дибровой. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. М.: Академия, 2002. (любое другое издание). [Раздел, посвященный словообразованию.]
Ермакова О. П. Лексические значения производных слов в русском языке. М., 1984.
Киселева М. С. Лексика и словообразование: учебное пособие. Москва: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС).
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, 2000. [Деривация. Морфонема. Морфонология. Словообразование. Формообразование.]
Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.
Лопатин В. В., Милославский И. Г., Шелякин М. А. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование и морфология. М., 1989.
Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Л., 1987.
Мурзин Л. Н. Основы дериватологии: Конспект лекций. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1984.
Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. М., 1984.
Потиха З.А. Современное русское словообразование. М., 1970.
Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. М.: Просвещение, 1964.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.shd.ru/projects/gram/index1.html.
Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. [Морфонология. Продуктивность. Словообразование. Основа. Родственные слова. Словообразовательное гнездо.]
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. М., 1996.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь. В 2 т. М., 2003. (любое другое издание).
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1988. (любое другое издание).
Улуханов И. С. О некоторых принципах описания словообразовательной системы // Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения академика В. В. Виноградова. Тезисы докладов. М., 1995.
Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 1977.
Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
Улуханов И. С. Часть речи мотивирующих слов и виды значений формантов // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: сб. ст., посвященный юбилею Г. А. Золотовой. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 90 – 94.
Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2009 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»).
Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Морфология. М., 1981.
Ширшов И. А. Теоретические проблемы гнездования. М., 2000.
Янко-Триницкая Н. А. Продуктивные способы и образцы окказионального словообразования // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1975.
Янценецкая М. Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации