Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
Интралингвистические и экстралингвистические причины изменений в словообразовательной системе русского языка.
Флективный и агглютинативный строй языка. Рост агглютинативных черт в русском словообразовании. Следствия агглютинативных явлений (затухание чередований на морфемных «швах», интефиксация, наложение морфем).
Продуктивность словообразовательных типов.
Ключевые слова как базовые основы словопроизводства: словообразовательная активность антропонимов, нарицательных имен лиц, наименований опредмеченных процессов. Рост именной префиксации. Активность универбатов. Аббревиация как средство экспрессии. Суффиксальное образование относительных прилагательных. Словообразование глаголов 3 продуктивного класса. Чересступенчатое словообразование.
Окказиональное словообразование. «Каскады» неузуальных слов (относящихся к одному словообразовательному типу; относящихся к одному способу словообразования – аббревиации; имеющих одну и ту же базовую основу). Функционирование окказионализмов.
Работа со словарями является важной частью в преподавании «Современного русского языка». Студентам необходимо выполнить работу «Мое словарное открытие», предполагающего работу в первую очередь с этимологическими словарями русского языка.
При выполнении данной работы необходимо следовать правилам. Из этимологических словарей русского языка необходимо выбрать 4 слова с изменениями в морфемной структуре слова и словообразовательных связях. Слова помещаются на карточку. Карточка должна быть размером ¼ листа А4 (т.е. из одного листа получается 4 карточки – по одной на каждое слово). На карточке должна присутствовать следующая информация:
Ф.И. О.____________________________группа_______
Лексема и ее значение по толковому словарю (со ссылкой на словарь: Ф.И.О. автора. Название словаря. Город и год издания. Страница.)
|
При подготовке к проверочным работам студентам рекомендуется выполнить дома тренировочную проверочную работу с использованием методического пособия: Лингвистический анализ в вузе: морфемика, словообразование, морфология современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения филологического факультета. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. Ю.Г. Гладких; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011.
Дополнительная самостоятельная работа учебным планом не предусмотрена.
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины
| Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | ||||||
Конспектирование в рабочей тетради | Подготовка к проверочным работам | Работа с литературой | Подготовка к практическим занятиям | Составление таблиц (схем) | Работа со словарями | Составление глоссария | |||
1 | Введение. |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 2 |
2. | Морфемика. |
| 2 | 3 | 8 | 1 |
| 2 | 16 |
3. | Словообразование | 5 | 2 | 3 | 4 | 1 | 6 | 3 | 24 |
| Итого: | 5 | 4 | 7 | 12 | 2 | 6 | 6 | 42 |
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации