Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
Цель – сформировать умение определять характер исторических изменений в морфемном составе слова на основе сопоставления синхронного и исторического членения слова.
Основные понятия: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение.
Вопросы:
Исторические изменения морфемного состава слова и их причины.
Опрощение.
Переразложение.
Усложнение.
Замещение.
Этимологические словари русского языка.
Этимологический анализ слова: цель, задачи, процедура и методика.
Базовый учебник
Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 11-13. (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн»)
Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учебное пособие. М.: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»)
Лингвистический анализ в вузе: морфемика, словообразование, морфология современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения филологического факультета. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. Ю.Г. Гладких ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. 19-22.
Список источников и литературы
Глинкина Л. А., Чередниченко А. П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка. М., 2005.
Грамматический анализ в вузе. Пермь, 1986.
Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И.Дибровой. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. М.: Академия, 2002. (любое другое издание). [Разделы, посвященные морфемике и словообразованию.]
Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1983.
Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
Киселева М. С. Лексика и словообразование: учебное пособие. Москва: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС).
Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; 1998; 2000. [Опрощение. Переразложение. Этимология. Этимология слова. Происхождение слова. Этимологизация. Этимологический анализ.]
Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. (любое другое издание). [Опрощение. Этимология].
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2003. (любое другое издание).
Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2009 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС).
Харченко В. К. Виды лингвистического разбора в пояснениях и образцах. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М.: Русский язык, 2002.
Шанский Н .М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975. (любое другое издание).
Шанский Н. М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 2002.
Шанский Н. М. В мире слов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001. 224 с.
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Морфология. М., 1981.
Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т.: т.1-2. М.: Флинта, 2010. 584 с. (ЭБС «Лань»)
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации