1. Цель изучения дисциплины.
Курс «Современный русский язык. Морфемика и словообразование» призван сформировать прочный фундамент теоретических знаний и практических навыков у студентов-филологов. Курс изучается поэтапно, что реализует общие принципы изучения «Современного русского языка», такие, как системность, структурность, функциональность, учет социолингвистического аспекта, статичность в синхронном срезе и динамичность в диахронии, реализация связей с другими отраслями лингвистического и, в целом, гуманитарного знания; принцип профессиональной направленности.
В данном учебно-методическом комплексе содержатся сведения о таком разделе русистики, как «Морфемика и словообразование».
Изучение морфемики и словообразования проходит на 2-м курсе в 4-м учебном семестре. Слушание этого курса подготавливает студентов к изучению последующих циклов предметов по «Современному русскому языку», в частности, морфологии, поэтому сформированные на занятиях по морфемике и словообразованию лингвистические представления о средствах и способах словопроизводства и выражения грамматического значения важны для дальнейшего успешного усвоения студентами лингвистических дисциплин.
Цель дисциплины – представление морфемики и словообразования современного русского языка как формально-семантических и функциональных систем.
Задачи дисциплины:
раскрыть содержание разделов «Морфемика и словообразование» и определить их место в курсе современного русского литературного языка;
дать представление об основных понятиях морфемики и словообразования (морфема, морф, производное слово, словообразовательное значение, мотивирующая основа (база), словообразовательный формант, способ словообразования и т.д.);
охарактеризовать основные теории современной русистики о принципах классификаций и проблеме выделения морфем, синхронных способов словообразования; раскрыть вопрос о количестве и объеме морфем, способов словообразования;
выработать навыки применения полученных знаний при анализе языковых единиц;
подготовить студентов к восприятию некоторых основополагающих идей морфологии.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации