Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
Цель – установить критерии выделения и характеристики корневых и аффиксальных морфов.
Основные понятия: корень, аффикс, алломорф, план содержания, план выражения, суффикс, словообразовательная морфема, формообразовательная морфема, нулевая морфема, префикс, постфикс, флексия.
Вопросы:
Типы морфем по признаку обязательности/факультативности.
Корень как обязательный компонент морфемной структуры слова, как носитель основного вещественного значения.
Алломорфы корней.
Семантические типы корневых морфем.
Правила выделения корней.
Суффикс.
Типы суффиксов по функции.
Материально выраженные и нулевые суффиксы.
Проблема статуса нулевой морфемы.
Правила выделения суффиксов.
Критерии выделения нулевых формообразовательных и словообразовательных суффиксов.
Префикс (приставка).
Словообразовательные и синкретичные префиксы.
Правила выделения префиксов.
Постфикс как внутриосновная морфема.
Словообразовательные и формообразовательные постфиксы.
Правила разграничения омонимичных суффиксов и постфиксов.
Флексия (окончание) как внеосновная морфема и как носитель комплекса грамматических значений.
Материально выраженные и нулевые флексии.
Правила выделения флексий. Слова, не имеющие флексий.
Базовый учебник
Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 19-45. (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн»)
Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учебное пособие. М.: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»)
Список источников и литературы
Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И.Дибровой. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. М.: Академия, 2002. (любое другое издание). [Разделы, посвященные морфемике и словообразованию.]
Киселева М. С. Лексика и словообразование: учебное пособие. Москва: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС).
Лингвистический анализ в вузе: морфемика, словообразование, морфология современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения филологического факультета. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. Ю.Г. Гладких ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; 1998; 2000. [Конфикс. Корень. Флексия (окончание). Основа. Префикс. Приставка. Суффикс. Трансфикс. Аффикс.]
Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка. М.: Флинта, 2009. (ЭБС «Лань»)
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.shd.ru/projects/gram/index1.html.
Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. (любое другое издание). [Состав слова. Корень. Аффикс. Приставка. Суффикс. Постфикс. Окончание. Соединительная морфема. Формообразование.]
Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2009 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»).
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Морфология. М., 1981.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации