Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
Цель – сформировать понимание морфемы как минимальной значимой единицы языка; усвоить основную терминологию морфемики.
Основные понятия: морфемика, словообразование; морфема, морф; алломорфы, варианты морфем; вещественные (лексические), формообразовательные, словообразовательные морфемы; материально выраженные, нулевые морфемы; парадигматика морфем.
Вопросы:
Морфемика и словообразование как разделы русистики.
Морфема как единица языка: дефиниция, признаки.
Соотношение фонемы и морфемы.
Соотношение слова и морфемы.
Морф, морфема.
Общие принципы классификации морфем.
Типы варьирования морфемы в плане выражения. Алломорф. Условия и причины появления алломорфов. Варианты морфем.
Парадигматические отношения в морфемике.
Базовый учебник
Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 5-14, 19-45. (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн»)
Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2010(Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»).
Список источников и литературы
Боронникова Н. В., Левицкий Ю. А. Учебный лингвистический словарь. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005.
Виноградов В. В. Словообразование в отношении грамматики и лексики. Вопросы русского словообразования // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 166 — 220.
Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Дибровой. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. М.: Академия, 2002. (любое другое издание). [Разделы, посвященные морфемике и словообразованию.]
Киселева М. С. Лексика и словообразование: учебное пособие. Москва: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС).
Лингвистический анализ в вузе: морфемика, словообразование, морфология современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения филологического факультета. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. Ю.Г. Гладких ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; 1998; 2000. [Морф. Морфема. Морфемика. Словообразование. Алломорф.]
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.shd.ru/projects/gram/index1.html.
Русский язык: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. Л. Касаткина. М.: Академия, 2004. (любое другое издание).
Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. (любое другое издание). [Морфема.]
Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. М.; СПб.; Краснодар, 2003. (любое другое издание).
Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2009 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»).
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Морфология. М., 1981.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации