logo
Руский язык

Типы вопросов

Наиболее важными для эффективного общения являются три признака:

– коммуникативная цель спрашивающего,

– характер ожидаемого ответа,

– общая, некоммуникативная цель спрашивающего.

По характеру ожидаемого ответа выделяют открытые, полуоткрытые (альтернативные) и закрытые вопросы.

Закрытые вопросы предполагают ответы да или нет: Вы согласны с нашими предложениями? Безусловно, отвечающий не обязательно должен отвечать да или нет, он может выбрать и другой ответ, но сама формулировка вопроса показывает, что спрашивающий ожидает именно утвердительного или отрицательного ответа.

Открытые вопросы предполагают другие ответы. В одних случаях это тоже односложные реплики: – Когда вы вернетесь? – Завтра. Другие открытые вопросы требуют развернутого, обстоятельного ответа: Какие характеристики ситуации Вы считаете наиболее существенными в данном случае? Максимально открытый вопрос: – Не могли бы вы…(рассказать, пояснить, добавить)?

Альтернативные вопросы предлагают два (реже три) варианта ответа, из которых отвечающий должен выбрать лишь один, по замыслу спрашивающего: Можем мы считать этот вопрос решенным или следует уточнить какие-то детали?

Неопытный собеседник, не владеющий техникой расспрашивания, иногда задает закрытый вопрос вместо открытого и, получив краткий ответ да или нет, раздражается и еще более затрудняет ситуацию общения.

Вопросы могут преследовать позитивную или негативную цель.

Позитивные вопросы: – Что представляет собой эта проблема с вашей точки зрения?

Негативные: Для чего вы пять семестров изучали психологию, если не хотите стать психологом?

По коммуникативной цели спрашивающего выделяют вопросы:

информационные – для сбора сведений;

контрольные – чтобы убедиться, следит ли партнер за ходом вашей мысли;

ориентационные – чтобы убедиться, придерживается ли партнер ранее высказываемого мнения;

подтверждающие – чтобы добиться одобрения;

ознакомительные – чтобы узнать цели, мнение партнера;

однополюсные – повторение вопроса партнера (чтобы он убедился, что вы его понимаете, и для выигрыша времени);

встречные – при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнеров ближе к согласию;

направляющие – если партнер отклоняется от темы;

провокационные – чтобы установить, чего действительно хочет партнер и верно ли он понимает ситуацию; сбить с толку, обвинить, разоблачить;

вступительные – чтобы заинтересовать партнера в разговоре; могут содержать указание на возможное решение проблемы;

заключающие – для подведения итогов делового взаимодействия;

вопросы-сценарии – с их помощью спрашивающий выстраивает гипотетическую последовательность фиктивных событий.

Пример позитивного вопроса-сценария: Представим такую ситуацию: Мы согласны принять ваше условие. Когда в таком случае вы готовы начать работу?

Пример негативного вопроса-сценария: Предположим, что перед вами сейчас тот же выбор, который привел к роковой ошибке тогда. Как бы вы поступили сейчас?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4