1.3. Слово как единица языка. Понятие и слово
Язык представляет собой сложноорганизованное целое, систему систем, определённые элементы которой в известных границах самостоятельны и входят в целое с помощью ряда опосредований. Единицами языка называют образующие его важнейшие компоненты. К ним относят прежде всего словарный состав (лексику) и единицы грамматического строя языка (важнейшие элементы словообразовательных, морфологических и синтаксических конструкций).
Слово служит для именования предметов, лиц, процессов, свойств, состояний, признаков, количеств и т.д. В языкознании оно рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательного характера, происхождения, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении, стилистической функции, участия в той или иной парадигме (системе форм, отражающей видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям: например, по типу склонения или спряжения).
Как единица языка слово характеризуется цельностью, которая определяется цельностью его семантики, то есть подчиненностью выделяющихся в нём значений его общему значению. Обладая определённым значением (значениями), слово характеризуется воспроизводимостью. Кроме того, ему присуща лексико-грамматическая соотнесённость – принадлежность к той или иной части речи.
Благодаря грамматике слова используются в связной речи не только как индивидуальные единицы, но и как единицы типовые: в них проявляется то общее, что лежит в основе изменения и сочетания слов в предложении, то, что характеризуется конкретной парадигмой. К примеру, слова «стол» («стола», «столу»), «зал («зала», «залу»), «вагон» («вагона», «вагону») и пр. относятся к одному и тому же грамматическому типу, вписывающемуся в определённую парадигму.
Слово в целом всегда имеет относительно самостоятельное лексическое и грамматическое значение. Слово всегда грамматически оформлено. Значение слова в полном его объёме представляет собой единство его основного лексического значения и многообразия специальных значений. То или иное лексическое значение слова является отражением какого-либо явления действительности (предмета, качества, действия и т.д.). Слово в полном объёме его лексических значений принято называть лексемой (от греч. lexis – выражение).
Важно учесть, что лексическое значение – это значение слова (его содержательная сторона), которое соотносит слово с данным понятием и делает его знаком последнего. К примеру, основное лексическое значение слова «мать» – это женщина по отношению к своим детям». Лексическое значение индивидуально: каждому слову присуще свое значение. Причём, лексическое значение может сопровождаться оценкой называемого (положительной, отрицательной, иронической, шутливой).
У слова может быть два и более лексических значений, т.е. можно говорить о его многозначности. Например, слово «материальный» имеет такие значения: относящийся к материи, существующий вне зависимости от сознания; относящийся к материалу, материалам; относящийся к имуществу, деньгам, уровню жизни («материальный достаток», «материальный стимул»).
Грамматическое значение слова – это обобщённое значение, свойственное ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций, которое находит регулярное языковое выражение. Грамматическое значение соотносит слово с определённой частью речи и внутри неё с определённой грамматической категорией (рода, числа, падежа и т.д.), определяет возможности изменений слова и его сочетания с другими словами в предложении.
Лексическое и грамматическое значения слова находятся во взаимосвязи, а в некоторых случаях можно говорить и об определённой зависимости грамматических значений от лексических. К примеру, лексическое значение глагола определяет в предложении падеж существительного («Я смотрю спектакль» – «Он управляет вездеходом»).
Для языка характерно сложное взаимодействие между словом и понятием, которое оно обозначает. Понятия охватывают в мыслимое единство то, что связано в самой действительности, и это единство реализуется в слове как элементе языка. Гегель говорил, что в мыслительной деятельности слово подобно раме, в которой помещается материал определённого содержания. Свойство языка соотносить лексические значения в родовидовых отношениях связано с тем, что слова представляют собой средства для выражения понятий. Между мышлением и языком, идеями и их словесным выражением существует внутренняя органическая взаимосвязь, в которой слова выступают как обозначенные понятия. Оперирование понятием невозможно без оперирования словом, а это требует осмысления того и другого через род и видовые отличия. Такой подход позволяет подразделять тот или иной массив совокупности языковых единиц на систему их классов в аспекте «род – вид – подвид».
Иногда значение слова характеризуют как понятие. Однако значение слова полностью не сводится к понятию. Понятие – логическая категория, а значение слова – лингвистическая.
Значение слова не имеет той определённости и точности, которые присущи содержанию понятия. Замещающее (метонимическое) значение слова возникает при замене одного слова другим на основании связи их значений по смежности. К примеру, «аудитория встала» – вместо «студенты встали», «театр аплодировал» – вместо «публика аплодировала». Кроме того, значение слова, как правило, в различных контекстах, ситуациях, словосочетаниях может быть неоднозначным. Что же касается понятия, то в многообразии суждений его содержание не может быть различным. Конечно, могут использоваться лишь некоторые его аспекты, но понятие при этом не изменяет своего содержательного потенциала.
Разные значения, приобретаемые словами, не являются свидетельством возникновения каждый раз новых слов. Многозначность является свойством одного слова иметь несколько значений, которые ассоциативно связаны между собой и опираются на семантически общие для всех значений элементы одного и того же понятия.
- Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
- Содержание модуль I. Язык и его свойства. Нормы русского литературного языка
- Модуль II. Устное и письменное речевое общение
- Модуль I. Язык и его свойства. Нормы русского литературного языка
- Тема 1. Язык и его свойства
- 1.1. Язык как знаковая система
- 1.2. Формы языка
- 1.3. Слово как единица языка. Понятие и слово
- 1.4. Функциональные стили литературного языка
- 1. Научный стиль
- 2. Официально-деловой стиль
- 3. Публицистический стиль
- 4. Разговорный стиль
- Тема II. Лексические и стилистические нормы русского литературного языка
- 2.1. Многообразие значений слова. Омонимия
- 2.2. Лексическая синонимия, антонимия, паронимия
- Запомните!
- 2.3. Нарушения в использовании слов и фразеологизмов: многословие, лексическая неполнота, алогизм. Стилистическая оценка заимствованных слов
- Стилистическая оценка заимствованных слов
- Правильное употребление фразеологизмов
- 2.4. Словари русского языка
- Тема iiі. Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка
- 3.1. Правописание гласных и согласных Правописание гласных
- Внимание!
- I. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в корне слова
- II. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в окончаниях и суффиксах
- Запомните!
- Запомните! Буква ы после ц в корне слова:
- Правописание согласных
- Внимание! Для запоминания глухих согласных:
- Запомните!
- Непроизносимые согласные в корне слова:
- 3.2. Правописание приставок Правописание приставок
- 3.3. Правописание сложных слов Правописание сложных слов
- 3.4. Правописание частей речи
- Внимание! Прилагательные с суффиксом -ян-: исключения:
- В окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
- Запомните! Дефис в неопределенных местоимениях:
- Внимание! Для верного определения начальной формы глагола:
- I спряжение II спряжение
- Правописание нн и в причастиях и отглагольных прилагательных Запомните! н и нн в прилагательных:
- Внимание! Вопросы, на которые отвечают наречия:
- Запомните! Наречия на шипящую – исключения:
- 3.5. Знаки препинания в простом предложении
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Тире в неполном предложении
- Интонационное и соединительное тире
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами
- Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
- Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения
- Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
- 3.6. Знаки препинания в сложном предложении
- 3.7. Знаки препинания при прямой речи. Сочетания знаков препинания
- Сочетания знаков препинания
- Орфографический минимум
- Тема IV. Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка
- 4.1. Особенности произношения безударных гласных и согласных
- Произношение безударных гласных звуков
- Произношение согласных звуков
- 4.2. Произношение иностранных слов, имён и отчеств Особенности произношения иностранных слов
- Как звучат имена и отчества
- 4.3. Литературные ударения
- 4.4. Нарушения акцентологических и орфоэпических норм русского литературного языка и пути их преодоления
- Основные орфоэпические ошибки
- Тема V. Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка
- 5.1. Употребление словоформ разных частей речи
- Колебания в грамматическом роде имён существительных
- Вариантность падежных окончаний
- Ошибки в образовании и употреблении форм имён прилагательных
- Ошибки в употреблении местоимений
- Употребление глагольных форм
- 5.2. Многообразие синтаксических конструкций
- 5.3. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого. Правильное построение предложений Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого
- Правильное построение предложений
- 5.4. Варианты согласования определений и приложений. Варианты управления Варианты согласования определений и приложений
- Варианты управления
- Модуль II. Устное и письменное речевое общение
- Тема VI. Культура речевого общения
- 6.1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета
- 6.2. Обращение в русском речевом этикете
- 6.3. Речевая культура вопросов и ответов
- Типы вопросов
- Перспективная стратегия ответов на вопросы
- 6.4. Деловая беседа. Деловые переговоры Деловая беседа
- Деловые переговоры
- Тема VII. Мастерство публичного выступления
- 7.1. Композиция публичного выступления
- 7.2. Контакт оратора с аудиторией
- 7.3. Подготовка публичного выступления
- 7.4. Выступление с публичной речью
- Тема VIII. Научный стиль речи
- 8.1. Языковые и структурные особенности научного стиля речи
- 8.2. Виды научных текстов. Их характеристики и оформление
- Образец оформления титульного листа научной работы в вузе
- Нормы ударения в русском языке
- 8.3. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
- 8.4. Презентация результатов учебной и научной деятельности
- Этапы подготовки презентации:
- Тема iх. Официально-деловой стиль речи
- 9.1. Деловая документация. Образцы документов
- Личные документы
- Заявление
- Доверенность
- Резюме Субботина Юлия Константиновна
- Автобиография
- Распорядительные документы
- Структура и содержание распорядительного документа
- Административно-организационные документы
- Информационно-справочные документы
- Объяснительная записка
- 9.2. Деловое письмо. Виды деловых писем
- 9.3. Формы деловых коммуникаций
- Речевая самопрезентация
- 9.4. Унификация языка документов
- Склонение числительных
- Литература основная
- Дополнительная
- Словари и справочные издания
- Информационные ресурсы
- Учебные пособия в электронном варианте
- Донбасская национальная академия строительства и архитектуры