9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
Для изучения дисциплины студент должен:
знать: системный характер языка (единицы, уровни, отношения); систему фонем и частей речи русского языка; иметь представление об исторических фонетических процессах и явлениях;
уметь: определять часть речи и грамматическую форму слова (на уровне школьной программы); вычленять морфемы, в том числе нулевые; квалифицировать способы словообразования; отличать морфемную структуру слова и способ образования; устанавливать корреляцию между современными чередованиями и их историческими причинами;
владеть: терминологией, относящейся к описанию синхронного и исторического состояний языка; приемами морфемного и словообразовательного анализа единиц литературного языка (на уровне школьной программы).
Проведение входного контроля проводится на первой лекции в виде теста.
Перечень вопросов для входного контроля.
Единицы языковой системы, их функции, область значений.
Изучение языка в синхронии и диахронии.
Системно-структурная организация языка.
Синтагматические и парадигматические отношения в языке.
Морфологическая классификация языков мира.
Утрата носовых гласных в русском языке. Следствия этого процесса.
Вторичное смягчение согласных и его последствия.
Процесс падения редуцированных и его следствия.
Чередования как следствия фонетических изменений.
История сочетаний согласных с j.
1-я, 2-я, 3-я палатализации задненебных согласных.
Чередования гласных звуков в старославянском языке.
Чередования согласных звуков в старославянском языке.
Основные приметы старославянизмов (фонетические, словообразовательные, семантические).
Лексическое значение слова. Факторы, формирующие ЛЗ. Компоненты ЛЗ. Типология лексических значений.
Системный характер русской лексики и основные типы её системной организации. Полисемия как представление эпидигматических связей в лексике. Структура полисемного слова. Типология значений полисемы; типы переносных значений. Роль полисемии в языке. Отражение полисемии в словарях.
Русская лексикография. Типология лингвистических словарей. Отражение системности лексики в толковых словаря русского языка.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации