26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.
Сентиментализм – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII века, сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества.
«Естественный» человек становился главным героем сентиментализма. Писатели-символисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности». Достижение счастья как главное цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека и пребывание в естественной среде; сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем больше он опустошен и одинок. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития.
Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Герой сентиментальной литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения и даже изгой, по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.
Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать всю его неисчерпаемость и противоречивость. Сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке.
Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, - элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и т.д. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим изображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.
Карамзин «Бедная Лиза», «Записки русского путешественника»
Руссо «Новая Элоиза»
Томас Грей «Сельское кладбище», Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло»
- Основы теории литературы
- 1. Специфика художественного образа. Его функции и художественные свойства. Типология образов.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носители жанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 9. Силлабо-тоническая система стихосложения
- Терминология Стопа
- Стихотворный размер
- Метр и ритм в стихе
- История развития силлаботоники в России
- 10. Общие элементы внутренней композиции
- 11. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- Общие понятия
- Музыкально-речевые системы стихосложения Античное стихосложение
- Русское народное стихосложение
- Акцентные системы стихосложения
- Тоническое стихосложение
- Силлабическое стихосложение
- Силлабо-тоническое стихосложение
- Основные моменты в истории русского стихосложения
- 13. Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественное единство. Слагаемые литературного произведения как системы.
- 15. Проблема художественной формы и художественного содержания в литературном произведении как отражение его органической целостности.
- 16. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18. Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 20. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Звуковая организация художественного произведения
- 21. Жанры драмы
- Виды драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- Общие сведения
- Строфа в русском стихосложении; Виды строф
- 25. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства. Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- Условность художественная
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- Модернизм в искусстве
- Модернизм в архитектуре
- Модернистские течения в искусстве
- 31. Основные черты постмодернизма
- История возникновения
- Отличие постмодернизма от модернизма
- Постмодернизм в философии
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежными филологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделов литературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятие архитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- Общая характеристика
- Периоды эпохи Раннее Возрождение
- Позднее Возрождение
- Философия
- Литература
- Изобразительное искусство
- Архитектура
- 40. Барокко
- Барочный человек
- Эпоха барокко
- Черты барокко
- Барокко в живописи
- Барокко в архитектуре
- Барокко в литературе
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)
- История
- Российские поэты-верлибристы