8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
Клаузула (лат. clausula — заключение; называется также окончанием) — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
Виды клаузул различают по числу слогов:
-
0 слогов — мужская клаузула (сире́нь)
-
1 слог — женская клаузула (сире́ни)
-
2 слога — дактилическая клаузула (сире́невый)
-
3 и выше — гипердактилическая клаузула (сире́невую).
Наиболее употребительны женская и мужская клаузулы; некоторые языки почти не допускают мужской клаузулы по акцентным причинам (например, польский язык). Дактилическая клаузула представлена не во всех языках, но сравнительно широко употребительна в русской поэзии (как в народном стихе, так и в литературном). Гипердактилические клаузулы очень редки даже в тех языках, где возможны.
Палка - селёдка, или кое-что о рифмах. Для начала необходимо заметить, что рифма – это необязательный элемент стихотворения. В принципе, размер тоже необязательный – но не для силлабо-тонического стихотворения. Если верить отдельно взятым исследователям, рифму в художественной литературе ввели в обиход провансальские трубадуры в 11 - 12 веках. Рифма представляет собой созвучие концов стихотворных строк. Не обязательно, правда, концов. Пример рифмы: "розы" – "морозы". Рифмы бывают мужские – за последним ударным гласным нет безударных слогов, женские – после последнего ударения один безударный слог, дактилические – два, и гипердактилические – три. Последнее довольно-таки редко встречается, но если вы у Брюсова покопаете, найдете кой-чего. Рифмы бывают точные и неточные. В точной достаточной рифме совпадают: а) последний ударный гласный, б) звуки, начиная от последнего ударного гласного. Совпадают именно звуки, а не буквы, не путайте! Пример строфы с точными рифмами: Приятно, катану сжимая, Врага превращать в винегрет. Катана – мечта самурая, Но лучше ее – пистолет. (Гарет) Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит" (Окуджава): вот эти неочевидные гласные после "ш" с точки зрения русской фонетики одни и те же. Также к точным относятся т.н. йотированные рифмы: "Тани – заклинаний" (АСП), "опять – рукоять" (Фирнвен). Если совпадают и опорные согласные, то есть те, которые стоят перед последним ударным гласным, рифма называется богатой. Те самые "розы – морозы", правда, она тут не только богатая, но и банальная. Если рифма точная, мужская и оканчивается гласным звуком, она всегда богатая: ну, скажем, "хитрО – острО", или: И в амазонских лесах казак гулял наяву, И государев ясак возил с Камчатки в Москву... (Медведев) Неточные рифмы появились в литературе в середине девятнадцатого века, до того они существовали, но в художественную словесность не допускались как простонародные и вульгарные. Тем не менее без неточных рифм поэзия тоже скучнеет и беднеет по той простой причине, что никто ни в каком языке не найдет столько разных абсолютно созвучных слов, чтоб все рифмы были точными и не повторялись аки "любовь-кровь-свекровь". Маяковский в статье "Как делать стихи" утверждает, что рифмы вообще не имеют права быть точными, но мы как существа разумные и современные будем считать это такой же крайностью, как и отрицание неточных рифм. В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или опять же "книга – Кинга" у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих. А могут и портить. Допустим, в случае, если одна-единственная неточная рифма вклинена в стих, написанный полностью с точными. К слову: неточная рифма и бедная – это не одно и то же. Если Кеменкири рифмует "судим – судеб" или Хатуль – "прана – неправда", это одно, а если начинающий гений Вася Пупкин рифмует "хорошо – тепло" или "душа – она" – это совсем другое. И дело не в том, что Кеменкири дозволено то, что недозволено Васе Пупкину. Мужская рифма с несовпадающим опорным согласным – она всегда бедная, лучше такого избегать - звучит грубо и аляповато. Приличные авторы, как правило, избегают. Однако, есть исключение – если на таких недорифмах выстроен весь текст, или они, недорифмы, автору нужны – к примеру, для создания комического эффекта. Ну вот, скажем, госпожа Брилева так использует бедную рифму для осмеяния худших образцов постниенновской поэзии: Я старый бард, и лет мне тысяч десять, Я весь такой таинственный и скромный. Я слово "десять" зарифмую с "нечисть", И всем понятно станет, что я Тёмный. Понятно, о чем речь? Понятно. Смешно? Не знаю, как осмеянному персонажу, а мне смешно. Вот в этом случае бедная рифма полностью оправдана. Здесь перейду к особым типам неточных рифм – ассонансным и консонантным. Ассонансная рифма – это рифма, в которой совпадает гласный звук, но не совпадают все согласные. У Мори, одной из гостинщиц, было "разумных – трудно", вот это ассонансная рифма. А еще Ниеннах такими вещами очень даже не брезгует, и правильно, потому что она почти всегда разумно это делает. ;) К слову сказать, еще в "Хрониках Нарнии" Льюиса милый мальчик Юстас Вред как раз пальцы гнет насчет ассонансов, только вот ассонанс у него получается... хмы. "Играет - станет"... не звучит, имхо. Консонантная рифма – это рифма, где совпадают все или почти все согласные, но разнятся гласные: "роза – риза". Заметьте, что "палка – селедка" – это не консонантная рифма, это вообще рифмой назвать язык не повернется. Ни ассонансными, ни консонантными рифмами лучше не злоупотреблять – по крайней мере, пока учитесь. Имхо, совсем нельзя вклинивать одну такую рифму в кучу точных – выйдет эффект неумелости. Еще рифмы делятся на простые и составные. Простая – это когда слово рифмуется со словом, а составная – со словосочетанием: "вездЕ есть – надеясь" (Кеменкири), а то вот еще составная и консонантная одновременно: "причастья – и чист я" (М.Зенкевич). А еще рифмы бывают однородные и неоднородные. Это зависит от частей речи: рифмующиеся слова одной части речи – однородная, разных – неоднородная. Однородные рифмы бывают как именные (существительные, прилагательные и др. имена), так и глагольные. Здесь скажу кое-что о глагольных рифмах, то есть которые глагол с глаголом: знаете, они не считаются хорошим тоном в поэзии. Причина проста: таких рифм подобрать можно сколько угодно, не имея ни таланта, ни опыта, ни чувства вкуса и меры - у всех русских глаголов одинаково или почти одинаково звучащие окончания. Нет, глагольная рифма имеет право на жизнь, но писать весь текст одними такими рифмами – почти примитив. Тем не менее автор, который умеет, может создать и хороший текст почти на одних глагольных рифмах, см. Скади, "Благородному властителю вины не искупить"... Но! Господа авторы! Имейте в виду, что если вы всё-таки остановились на таком варианте - примитивность рифмовки должна компенсироваться чем-то ещё, звукописью ли, образностью, ритмикой или чем угодно другим. Это и будет показатель того, что автор – умеет. Также существуют особые виды рифм: рифмы-каламбуры и рифмы– ловушки. Рифма-каламбур (рифма-пуант) – это рифма, где одно из рифмующихся слов составлено из двух других, и они, сливаясь, образуют новое значение. Я не гожусь, конечно, в судьи, Но не смущен твоим вопросом: Пусть Тамберлик берет do грудью, А ты, мой друг, берешь do-носом. (Минаев) Такие рифмы чаще всего используются в сатирах и эпиграммах. А вот рифмы-ловушки получили славу приема нецензурной поэзии. Надо сказать, дыма без огня не бывает. Пример получите из многострадального "По ту сторону рассвета" – наитипичнейшая рифма-ловушка: У Моргота, Владыки Мрака, Ужасно разболелась... Шея. И он, от боли стервенея, Выл, как последняя собака. (автор, разумеется, О.Брилева) Последняя на этот раз оговорка: разные классификации рифм – чаще всего не взаимоисключающие. Одна и та же рифма может быть, к примеру, одновременно мужской, глагольной (следовательно, однородной), точной... а можно привести и другие примеры. То, что рифма не может быть одновременно однородной и разнородной, простой и составной, ассонансной и консонантной, точной и неточной – объяснять излишне, все умные. Задание - определить виды рифм в стихотворениях: Кеменкири "Речи о Высоком", "Колыбельная для нолдор", "По поводу обещанного лета"; Лора Провансаль "Шансон де жест", "Баллада о Кольце". Все тексты лежат в Каминном зале АнК.
КЛАССИФИКАЦИИ РИФМ – разделение рифм по специфическим признакам.
Рифмы в русском языке классифицируются: 1. По происхождению. 2. По объёму (количеству слогов). 3. По звучанию и родственным отношениям. 4. По ощущению.
5. По положению в стихе. 6. По положению в строфе. 7. По дополнительным признакам. Любая рифма может иметь свойства всех 7 классификаций. Пример разбора конкретной рифмы:
Розы - слёзы 1. Базовая рифма, мультирифмент и род «ОЗ», 2-ой уровень, мультирифма с твёрдой гласицей. 2. Двусложная (женская) рифма.
3. Точная, родная рифма.
4. Акустическая рифма.
5. ------ 6. ------ 7. Однородная, открытая, абстрактная рифма.
КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение, концовка) – ритмическое окончание слова, начиная с ударной гласной. Пуговица, комар, шутка, верить, можно, сильный,…
Абсолютная клаузула – целое слово, начинающееся с ударной гласной:
Иней, утка, яд, осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь, умничать, Азия, ярый, я, исповедь, угол, остров..
- Основы теории литературы
- 1. Специфика художественного образа. Его функции и художественные свойства. Типология образов.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носители жанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 9. Силлабо-тоническая система стихосложения
- Терминология Стопа
- Стихотворный размер
- Метр и ритм в стихе
- История развития силлаботоники в России
- 10. Общие элементы внутренней композиции
- 11. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- Общие понятия
- Музыкально-речевые системы стихосложения Античное стихосложение
- Русское народное стихосложение
- Акцентные системы стихосложения
- Тоническое стихосложение
- Силлабическое стихосложение
- Силлабо-тоническое стихосложение
- Основные моменты в истории русского стихосложения
- 13. Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественное единство. Слагаемые литературного произведения как системы.
- 15. Проблема художественной формы и художественного содержания в литературном произведении как отражение его органической целостности.
- 16. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18. Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 20. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Звуковая организация художественного произведения
- 21. Жанры драмы
- Виды драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- Общие сведения
- Строфа в русском стихосложении; Виды строф
- 25. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства. Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- Условность художественная
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- Модернизм в искусстве
- Модернизм в архитектуре
- Модернистские течения в искусстве
- 31. Основные черты постмодернизма
- История возникновения
- Отличие постмодернизма от модернизма
- Постмодернизм в философии
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежными филологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделов литературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятие архитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- Общая характеристика
- Периоды эпохи Раннее Возрождение
- Позднее Возрождение
- Философия
- Литература
- Изобразительное искусство
- Архитектура
- 40. Барокко
- Барочный человек
- Эпоха барокко
- Черты барокко
- Барокко в живописи
- Барокко в архитектуре
- Барокко в литературе
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)
- История
- Российские поэты-верлибристы