Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
Цель – выработать навыки словообразовательного анализа слова; установить различия между морфемным и словообразовательным анализами слова/словоформы.
Основные понятия: способ словообразования, морфемные (морфологические) и неморфемные (неморфологические) способы словообразования.
Вопросы:
Способ словообразования.
Классификация основных способов словообразования в русском языке.
Проблемы классификаций способов словообразования: количества и качества способов словообразования, разграничения синхронного и диахронного словообразования, терминологического наименования способов словообразования.
Словообразовательный анализ слова: цель, задачи, процедура и методика.
Сложные случаи словообразовательного анализа.
Связь морфемного и словообразовательного анализа. Различия между двумя видами анализа.
Различия между словообразованием и формообразованием.
Проверочная работа по словообразованию.
Базовый учебник
Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 176-189. (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн»)
Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учебное пособие. М.: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»)
Лингвистический анализ в вузе: морфемика, словообразование, морфология современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения филологического факультета. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. Ю.Г. Гладких ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. С. 5-10.
Список источников и литературы
Виноградов В. В. Словообразование в отношении грамматики и лексики. Вопросы русского словообразования // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 166 220.
Грамматический анализ в вузе. Пермь, 1986.
Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Дибровой. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. М.: Академия, 2002. (любое другое издание). [Разделы, посвященные морфемике и словообразованию.]
Домашнева Г. П., Иванова Т. Б. Грамматический разбор в вузе и в школе. М.: Просвещение, 1987.
Киселева М. С. Лексика и словообразование: учебное пособие. Москва: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС).
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, 2000. [Наращение. Словосложение. Сложное слово. Аббревиатура (сложносокращенное слово).]
Лопатин В. В., Милославский И. Г., Шелякин М. А. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование и морфология. М., 1989.
Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Л, 1987.
Немченко В. Н. Современный русский язык: Словообразование. М., 1984.
Потиха З. А. Современное русское словообразование. М., 1970.
Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. М.: Просвещение, 1964.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.shd.ru/projects/gram/index1.html.
Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. [Сложное слово. Сложносоставные слова. Аббревиатура. Сращение. Продуктивность. Словообразовательные словари.]
Скорнякова М. Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебно-справочное пособие. М.: Просвещение, 1981. 88 с.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. М., 1996.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь. В 2 т. М., 2003. (любое другое издание).
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1988. (любое другое издание).
Тихонов А. Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Цитадель, 1996.
Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996. 222 с.
Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2009 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»)
Харченко В. К. Виды лингвистического разбора в пояснениях и образцах. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983.
Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Морфология. М., 1981.
Янко-Триницкая Н. А. Продуктивные способы и образцы окказионального словообразования // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1975.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации