13. Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
Теория литературы различает понятия «фабула» и «сюжет», которые в различные эпохи имели разные значения. Сегодня общепринятым считается, что фабула – это сюжетная схема или то, как события произведений располагались бы в хронологическом порядке. Аристотель: «фабула – основа повествования».
Термин «сюжет» впервые был введен в XVII веке классицистами. Современный литературный энциклопедический словарь: сюжет – совокупность происшествий, ход событий повествования драматического, иногда лирического произведения. Хализев: сюжет – цепь событий, воссозданных в художественном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях и сменяющих друг друга в положениях и обстоятельствах, т.е. художественное распределение событий в произведении и называется сюжетом.
Фабула может повторяться в различных произведениях, в то время как сюжет и составляет художественное своеобразие того или иного автора или того или иного текста.
Один из основателей отечественной теории литературы Борис Томашевский определяет сюжет, как совокупность динамических и статических мотивов в той последовательной связи, в которой они даны в произведении. Таким образом, мотив также является понятием сюжетологии. Сюжетология, как область теории литературы, изучает такое понятие как событийная динамика, которая проявляется в диалогах, подробном описании событий, в пейзажных описаниях, лирических отступлениях, внутренних монологах героев.
- Основы теории литературы
- 1. Специфика художественного образа. Его функции и художественные свойства. Типология образов.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носители жанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 9. Силлабо-тоническая система стихосложения
- Терминология Стопа
- Стихотворный размер
- Метр и ритм в стихе
- История развития силлаботоники в России
- 10. Общие элементы внутренней композиции
- 11. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- Общие понятия
- Музыкально-речевые системы стихосложения Античное стихосложение
- Русское народное стихосложение
- Акцентные системы стихосложения
- Тоническое стихосложение
- Силлабическое стихосложение
- Силлабо-тоническое стихосложение
- Основные моменты в истории русского стихосложения
- 13. Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественное единство. Слагаемые литературного произведения как системы.
- 15. Проблема художественной формы и художественного содержания в литературном произведении как отражение его органической целостности.
- 16. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18. Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 20. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Звуковая организация художественного произведения
- 21. Жанры драмы
- Виды драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- Общие сведения
- Строфа в русском стихосложении; Виды строф
- 25. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства. Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- Условность художественная
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- Модернизм в искусстве
- Модернизм в архитектуре
- Модернистские течения в искусстве
- 31. Основные черты постмодернизма
- История возникновения
- Отличие постмодернизма от модернизма
- Постмодернизм в философии
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежными филологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделов литературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятие архитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- Общая характеристика
- Периоды эпохи Раннее Возрождение
- Позднее Возрождение
- Философия
- Литература
- Изобразительное искусство
- Архитектура
- 40. Барокко
- Барочный человек
- Эпоха барокко
- Черты барокко
- Барокко в живописи
- Барокко в архитектуре
- Барокко в литературе
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)
- История
- Российские поэты-верлибристы