Тема 4. Основа слова.
Цель – сформировать умение выделять и характеризовать основу слова и основу словоформы.
Основные понятия: основа слова, основа словоформы, простая основа, сложная основа, компактная основа, прерывистая основа, членимая основа, нечленимая основа.
Вопросы:
Понятие об основе слова.
Функциональные типы основ: основа слова и основа словоформы.
Структурная типология основ (основы простые/сложные, компактные/прерывистые, членимые/нечленимые).
Членимость основ. Свободная и несвободная членимость основы.
Соотношение членимости и производности.
Базовый учебник
Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 63-70. (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн»)
Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учебное пособие. М.: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»)
Список источников и литературы
Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Словообразование: Теория, алгоритмы анализа, тренинг. М.: Флинта: Наука, 2009.
Домашнева Г. П., Иванова Т. Б. Грамматический разбор в вузе и в школе. М.: Просвещение, 1987.
Киселева М. С. Лексика и словообразование: учебное пособие. Москва: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС).
Лингвистический анализ в вузе: морфемика, словообразование, морфология современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения филологического факультета. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. Ю.Г. Гладких ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; 1998; 2000. [Основа. Состав слова. Морфемный состав слова. Степени морфемной членимости.]
Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии современного русского языка / Сост. К. Н. Прокошева. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 1995.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.shd.ru/projects/gram/index1.html.
Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. [Состав слова. Основа.]
Скорнякова М. Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебно-справочное пособие. М.: Просвещение, 1981. 88 с.
Современный русский язык (словообразование и морфология): Метод. пособие / Сост. Ю. Г. Бобкова, О. В. Гордеева. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2004.
Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2009 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», ЭБС «Лань»)
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации