logo search
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»

Термин мотив взят литературной наукой из музыкознания. В литературоведении мотив не имеет однозначного определения. Большой вклад в изучение теории сюжета и теории мотива внес академик Александр Веселовский. В работе 1906 года «Поэтика сюжета» он выдвинул и детально разработал понятие «мотив».

Мотив определялся Веселовским в качестве простейшей повествовательной единицы, аналогично клетке в биологии или элементу в таблице Менделеева. «Мотивы – это нервные узлы, прикосновения которых будет образовывать в нас определенные ряды образов».

Веселовский называл мотив древнейшей первобытной формой художественного сознания. Сюжет – это комплекс, цепь мотивов, разрабатывающих некую исходную ситуацию, которая сама по себе также является мотивом. «Общество уже не создает мотивы, все они были созданы в древности» - Веселовский.

Тамарченко определял мотив как единицу сюжета, взятую в аспекте ее повторяемости и имеющую значение либо традиционное (известное из фольклора и литературы), либо характерное именно для творчества данного писателя или определенного произведения.

Лейдемар определяет мотив как повторяющийся компонент произведения, обладающий повышенной значимостью.

Один из критериев мотива – повторяемость определенной словесной формы. Должна быть в тексте фраза, которая имеет широкий подтекст символизации. Бунин писал о том, что «Легкое дыханье» - это попытка изобразить женщину, дошедшую до предела своей животной сущности.

Любовный мотив, мотив смерти, Набоков – мотив утраченного ранее, Лермонтов – мотив одиночества.