Барокко в архитектуре
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон(атлант), кариатида, маскарон.
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин "барочный классицизм" применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко, — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»), в XVIII веке получает развитие в творчестве Д. Трезини, так называемое «петровское барокко», более сдержанное, и достигает расцвета в творчестве Б. Растрелли. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).
- Основы теории литературы
- 1. Специфика художественного образа. Его функции и художественные свойства. Типология образов.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носители жанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 9. Силлабо-тоническая система стихосложения
- Терминология Стопа
- Стихотворный размер
- Метр и ритм в стихе
- История развития силлаботоники в России
- 10. Общие элементы внутренней композиции
- 11. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- Общие понятия
- Музыкально-речевые системы стихосложения Античное стихосложение
- Русское народное стихосложение
- Акцентные системы стихосложения
- Тоническое стихосложение
- Силлабическое стихосложение
- Силлабо-тоническое стихосложение
- Основные моменты в истории русского стихосложения
- 13. Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественное единство. Слагаемые литературного произведения как системы.
- 15. Проблема художественной формы и художественного содержания в литературном произведении как отражение его органической целостности.
- 16. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18. Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 20. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Звуковая организация художественного произведения
- 21. Жанры драмы
- Виды драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- Общие сведения
- Строфа в русском стихосложении; Виды строф
- 25. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основные законы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства. Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- Условность художественная
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- Модернизм в искусстве
- Модернизм в архитектуре
- Модернистские течения в искусстве
- 31. Основные черты постмодернизма
- История возникновения
- Отличие постмодернизма от модернизма
- Постмодернизм в философии
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежными филологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделов литературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятие архитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- Общая характеристика
- Периоды эпохи Раннее Возрождение
- Позднее Возрождение
- Философия
- Литература
- Изобразительное искусство
- Архитектура
- 40. Барокко
- Барочный человек
- Эпоха барокко
- Черты барокко
- Барокко в живописи
- Барокко в архитектуре
- Барокко в литературе
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)
- История
- Российские поэты-верлибристы