logo search
Osnovy_teorii_literatury_polnostyu

11. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.

Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Имеются в наличии образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесении прошлого, настоящего и будущего.

Не менее разноплановы и присутствующие в литературе пространственные картины: образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического, реально видимого и воображаемого, представление о предметности близкой и удаленной. Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода: «В Париже из-под крыши / Венера или Марс / Глядят в какой афише/ Объявлен новый фарс» (Б. Л. Пастернак. «В пространствах беспредельных горят материки»).

Временные и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое принято называть хронотопом. (М. М. Бахтин). Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка (с его монотонным бытом). Хронотопическое начало произведений способно придавать им философский характер.

Время и пространство, запечатлеваются в литературных произведениях двояко. Во-первых, в виде мотивов и лейтмотивов (преимущественно в лирике), которые нередко приобретают символический характер и обозначают ту или иную картину мира. Во-вторых, они составляют основу сюжета. Жанр и жанровую разновидность определяет хронотоп.