2.Метонимия
Метонимия как вид полисемии основана, в отличие от метафоры, не на сходстве, а на смежности. При метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга. При метонимии два предмета, явления, получающих одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не только как соседние, но несколько шире – тесно связанные друг с другом. Самый простой случай метонимии, ясно дающий понять, что такое метонимия вообще, - это метонимия, основанная на пространственной смежности предметов. Например: слово «аудитория» может обозначать помещение для учебных занятий и группу слушателей. Слова дом, класс, школа, университет, институт и др. – метонимия.
Несколько сложнее метонимия, основанная на других типах смежности. Например, при смежности временной одно и то же слово называет как процесс, действие, так и результат этого действия, процесса: «работа началась в 9 часов» (работа - действие) – «курсовая работа лежит на столе» (работа - сочинение). Другие типы метонимии: слово называет и материал, и изделие из этого материала: стекло (вещество) – стекло (изделие из вещества).
Метонимия может объединять и более двух значений слова. Например: чай – южное растение, высушенные листья этого растения, напиток, процесс чаепития. Метонимия характерна главным образом для существительных, но встречается и среди других частей речи (веселый человек и веселая книга).
В художественной речи многочисленны примеры метонимии, построенной на неожиданном сочетании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными, которые в обычной, необразной речи иметь при себе подобных определений не могут.
Как и метафора (в меньших масштабах), метонимия может быть одним из выразительных средств сатиры и юмора.
- 1.Место русского языка среди других языков мира
- 2.Современный язык
- 3.Литературный язык
- 4.Литературный язык и язык художественной литературы
- Слово как единица лексики
- 1.Понятие о лексике и лексикологии
- 2.Сущность слова. Слово как основной элемент языка
- 3.Изучение слова в фонетике, грамматике и лексикологии
- 4.Обобщающая роль слова. Слово и понятие.
- Типы полисемии
- 1.Метафора
- 2.Метонимия
- 3.Синекдоха
- 1.Понятие об омонимах
- 2.Типы омонимов
- 3.Происхождение омонимов
- 4.Использование омонимов в речи
- Синонимы и антонимы.
- 1.Понятие о синонимах
- 2.Типы синонимов
- 3.Использование синонимов в речи
- 4.Антонимы
- Фонетическое освоение
- Графическое освоение
- Грамматическое освоение
- Лексическое освоение
- Другие явления, связанные с заимствованием слов
- 2.Приметы старославянизмов
- 3.Место старославянизмов в русской лексике
- 1.Историзмы
- 2.Архаизмы
- Типы архаизмов
- Архаизмы в современных текстах
- Неологизмы
- 1.Понятие о диалектизме. Виды диалектизмов.
- 2.Отношение к диалектизмам. Диалектизмы в современных текстах
- 1.Разговорная лексика
- 2.Просторечная лексика
- 3.Признаки лексики устной речи
- 1.Книжная лексика
- 2.Высокая лексика
- 3.Официальная лексика
- 4.Признаки слов, относящихся к лексике письменной речи
- 1.Использование лексики письменной речи
- 2.Использование лексики устной речи
- 3.Особые случаи использования лексики разных стилистических пластов. Смешение стилей
- Деление русской лексики с точки зрения экспрессивно - стилистической
- 1.Понятие о толковом словаре. Краткая характеристика русских толковых словарей дооктябрьского периода
- 2.«Толковый словарь живого великорусского языка» в. И. Даля
- 3. «Толковый словарь русского языка» под редакцией проф. Д. Н. Ушакова
- 4. «Словарь русского языка» в 4-х томах ан ссср («Малый академический»)
- 5. «Словарь современного русского литературного языка» («Большой академический»)
- 6. «Словарь русского языка» с. И. Ожегова