Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
Типы морфем по признаку обязательности/факультативности: корневые и аффиксальные морфемы. Корень как обязательный компонент морфемной структуры слова, как носитель основного вещественного значения. Семантические типы корневых морфем. Алломорфы корней. Свободные и связанные корни. Сложные случаи выделения корней. Понятие об аффиксоиде (префиксоиде и суффиксоиде) как морфеме переходного типа.
Суффикс. Типы суффиксов по функции. Алломорфы суффиксов. Материально выраженные и нулевые суффиксы. Проблема статуса нулевой морфемы (суффикса и флексии). Критерии выделения нулевых формообразовательных и словообразовательных суффиксов. Типы суффиксов по происхождению. Сложные случаи выделения суффиксов.
Префикс (приставка). Словообразовательные и синкретичные префиксы. Проблема статуса чистовидовой приставки. Типы префиксов по происхождению.
Сопоставительная характеристика суффиксов и приставок (реализация грамматического значения; частеречная закрепленность и продуктивность у слов разных частей речи; участие в формировании лексического значения слова; отношение к варьированию; отношение к характеру материального выражения). Термин «конфикс» в терминологической системе.
Постфикс как внутриосновная морфема. Широкое и узкое понимание постфикса. Словообразовательные и формообразовательные постфиксы.
Флексия (окончание) как внеосновная морфема и как носитель комплекса грамматических значений. Материально выраженные и нулевые флексии. Вопрос о наличии нулевой флексии в словах типа конь, лес. Сложные случаи выделения флексий. Вопрос о морфемном статусе показателя инфинитива.
Интерфикс: проблема термина и его содержания. Вопрос о межкорневой интерфиксации в словах типа стометровка, двухэтажный.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1. Цель изучения дисциплины.
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.1
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 3. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 2. Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики).
- Тема 3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова.
- Тема 4. Основа слова.
- Тема 5. Морфемный анализ словоформы.
- Раздел 2. Словообразование
- Тема 6. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования) (практическое занятие, 4 часа).
- Тема 7. Основные способы словообразования в современном русском языке.
- Тема 8. Исторические изменения морфемного состава слова.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- Тема 9. Активные процессы в русском словообразовании.
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- 8.5. Материально-техническое обеспечение:
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации