Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
Общественная роль газеты (исторически первичной и по-прежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы
сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,
обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,
давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,
динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.
Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:
в зависимости от функционального назначения на:
общеполитические,
отраслевые,
развлекательные,
рекламные.
по территории распространения на:
федеральные,
региональные,
местные.
по времени выпуска на:
утренние,
вечерние.
по периодичности на:
ежедневные,
еженедельные.
Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу.
Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:
она может быть первичной - статьи, очерки, художественные произведения и пр.;
вторичной - обзоры, рефераты и др.;
оригинальной и переводной.
Журнал, в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет возможность рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей.
Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового читателя с научным анализом общественных явлений.
Язык средств массовой информации (СМИ)
Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через средства массовой информации (СМИ), к которым относятся телевидение, радио, печатные (газеты, журналы) и электронные (Интернет) издания. Как следует из названия, главной задачей СМИ является передача информации адресату.
Функции СМИ
В зависимости от типа информации выделяют пять функций СМИ:
1) собственно информационная (сообщаются новости, актуальная информация);
2) комментарийно-оценочная (новости истолковываются, им дается оценка);
3) познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана);
4) функция воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей, например рекламная акция, предвыборная кампания);
5) развлекательная (задача журналиста — доставить адресату чувство удовольствия).
Чаще всего эти функции реализуются одновременно в рамках одной и той же статьи, радиопрограммы или телепередачи.
Различные СМИ обладают разными возможностями: телевидение — это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображением, газета — это слово напечатанное, иллюстрируемое фотографиями и рисунками.
Одна из функций СМИ — функция воздействия — наиболее ярко проявляется в рекламных текстах. Широкое распространение в поздние десятилетия рекламы привело к тому, что на стыке официально-делового и публицистического стилей сформировался особый стиль— язык рекламы.
Основные признаки рекламных текстов
Особенность рекламного текста состоит в том, что любые описываемые в
нем вещи (события, люди) представлены как товар: это то, что адресат рек
ламного текста должен купить (посетить, посмотреть, проголосовать и т.д.).
Соответственно, содержание рекламного текста составляет информация о
товаре, его положительная оценка и призыв к адресату приобрести этот товар.
Между газетной, телевизионной и интернет-рекламой существует ряд различий, связанных, прежде всего,с их изобразительными возможностями: телевизионный видеоряд подчас бывает более важен, чем слова, — достаточно лишь назвать товар и удачно его проиллюстрировать красивой «картинкой». Действенность телерекламы оределяется тем, насколько она является адресной: если пропагандируется какой-либо «молодежный» товар (напитки, еда, развлечения и пр.)- рекламисты (создатели рекламных материалов) играют на чувствах, свойственных этой возрастной категории граждан, — желании казаться взрослой личностью, ценимой сверстниками, иметь успех у представителей противоположного пола. Рекламные слоганы обычно бывают яркими, короткими, запоминающимися, стилизованными под речь молодежи. В языковом плане для них характерно использование сленга (молодежного жаргона: отвязный, вставлять и пол.), обращение на ты и т.д.
Изобразительные возможности печатной рекламы (в газетах, журналах, рекламных изданиях, в т.ч. листовках, объявлениях и пр.), в сравнении с телевизионными, выглядят значительно скромнее. В связи с этим в печатной рекламе на первый план выходит текст, с помощью которого рекламист и должен убедить адресата.
В зависимости от объема текста и способов аргументации выделяют несколько жанров печатной рекламы: объявления (короткие информационные сообщения типа Московская академия.., проводит прослушивание абитуриентов 27 июля по адресу...), заметки (они длиннее объявлений: ХОТИТЕ ВИДЕТЬ ЛУЧШЕ? Вы стали хуже видеть? Предупредить проблемы со зрением и справиться с прогрессирующими заболеваниями глаз призван разработанный российскими учеными препарат ... Он рекомендуется при нарушении остроты, зрения, куриной слепоте и т. д.), инструкции (... -— жизнь вашего сердца! Ежедневное применение препарата.,., изготовленного на основе пчелино--маточного молочка, гарантирует долгую и бесперебойную работу Вашего сердца! Позвонившим сегодня по телефону ... — янтарный подарок от пчел! — текст описывает действия потенциального покупателя: он звонит сегодня по телефону, приобретает препарат, получает подарок), рецензии (оценка фильмов, книг, выставок и т. п.), призывы (прямые обращения к адресату с «требованием» приобрести товар, типичные для щитовой рекламы: ... — твоя станция!), научно-популярные заметки и статьи (в них рассказывается об историй изобретения товара, о его положительных свойствах; как правило, такие тексты публикуются не в специализированных изданиях, а в «серьезных» газетах и журналах и занимают целый разворот, например реклама люстры Чижевского в газетах «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и др.).
Рекламные тексты строятся по определенному шаблону : их элементами являются:
• логотип — символ, обозначающий производителя товара (страховая группа «Макс» — стилизованная буква м, состоящая из двух совмещенных треугольников, верхние углы которых напоминают крепостные башни)
слоган —- лозунг фирмы;
реквизиты — адрес и телефон производителя (распространителя) товара.
Реклама одного и того же товара может быть представлена в разных теле- и газетных текстах, но выдержана при этом в одном ключе: логотип, слоган). В этом случае говорят о рекламной кампании, элементами которой могут быть не только тексты, но и всевозможная рекламная продукция (календари, кружки, ручки и т. п.).
Языковые приемы, используемые в рекламе
Существует ряд языковых приемов, регулярно используемых в рекламных текстах:
Текст представляет собой не связную последовательность предложений, а сегментированный список, состоящий из, словосочетаний: первое называет рекламируемый товар, а последующие описывают его характеристики и услуги производителя или продавца (например, КОНДИЦИОНЕРЫ ИЗ ЕВРОПЫ. Самые низкие цены. Монтаж без пыли. Любые модели. Сплит-системы от 440 у.е. Без выходных).
По тому же принципу строятся парцеллированные рекламные конструкции: первое предложение называет товар с помощью существительного, а последующие, представляющие его характеристики, содержат глаголы и прилагательные — сказуемые, соотносимые с этим существительным (например, Препарат... Применяется для восстановления запасов жидкости и электролитов в организме. Содержит только натуральные вещества. Эффективен и безопасен для детей и взрослых. Удобен и прост в употреблении. Всегда должен быть под рукой). Для описания услуг, предлагаемых в рекламе, часто используются отглагольные существительные (например, ТЕНТЫ И УКРЫТИЯ. Продажа по лучшим ценам. Новая крыша. Гарантия — 6 месяцев. Подготовка площадки. Обсыпка щебнем. Бетонирование).
Рекламисты стремятся «выделить» свой товар из общей массы, употребляя прилагательные, значения которых сводятся к значению слова самый: уникальный, эксклюзивный, элитарный, выдающийся, потрясающий. В этот же ряд можно поставить слова с приставками супер-, гипер-, мега-. Эти и другие слова (типа двойной эффект, активная растительная формула, традиционное немецкое (французское, испанское и др.) качество, от лучших мировых производителей к т. д.) являются рекламными штампами и нередко превращают рекламу в антирекламу — отталкивают читателя, вызывают у него недоверие.
Важную роль в рекламном тексте играет заголовок: он должен привлечь внимание потенциального покупатели, заставить его прочитать рекламный материал. Существует несколько способов сделать заголовок интересным:
• перефразируется прецедентный текст (Пиво на бочку! — в названии рекламной статьи, посвященной бочковому пиву, обыгрывается фразеологизм — Деньги на бочку!);
заголовок пишется в рифмованной форме (например, Лето без «букета» — заголовок рекламной статьи, посвященной препарату против кишечных заболеваний);
используются средства языковой игры (например, в щитовой рекламе домов компании «Пик» переплетается название компании и призыв к потенциальному покупателю: КуПИКвартиру!);
• заголовок представляет собой незаконченное предложение, призванное заинтриговать читателя (например, Знаете ли Вы, что...);
• заголовок пишется в форме вопроса (например, Выпадают волосы?; Как похудеть естественно?).
Отличается от телевизионной и печатной реклама в наиболее быстро развивающемся СМИ — Интернете. С одной стороны, интернет-рекламисты обладают меньшими изобразительными ресурсами, чем создатели телерекламы (полноценные рекламные ролики в Интернете — большая редкость), а, с другой стороны, визуальные образы, ими создаваемые, не являются статичными (как в печатных изданиях), привлекают внимание пользователей сети, а потому роль собственно текста в интернет-рекламе нивелируется.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс
- Установочный модуль
- 1. Цели и задачи дисциплины:
- 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,
- Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,
- 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1. Распределение тем по модулям
- Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.
- 3. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.
- 1.Что такое «деятельность общения»?
- Лекция 2 Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика
- 2.1. Вербальное общение
- 3.2.Правила и приемы вербального общения
- Контрольные вопросы:
- 2.2.Невербальное общение
- 3.4 Правила и приемы невербального общения
- Лекция 3 Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
- 3.Эффективность речевого воздействия
- Контрольные вопросы
- Лекция 4 Законы общения, правила и приемы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5 Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- 1)Элитарный;
- 2)Среднелитературный;
- 3)Литературно-разговорный ;
- 4)Фамильярно-разговорный.
- 3. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- Лекция 6 научный стиль речи
- Научный стиль речи
- Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
- Пример правильной аннотации:
- Виды рефератов
- Типовой план для написания рецензии и отзывов
- 4.Краткое содержание работы.
- Лекция 7 официально-деловой стиль речи
- Текстовые нормы официально-делового стиля.
- Прошу представить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.Г.
- Особенности языка служебных документов
- Неправильно составленные официально-деловые документы часто становятся предметом сатиры.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8 публицистический стиль речи
- Функции стиля
- Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
- Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- Лекция 9 разговорно-бытовой стиль
- Контрольные вопросы
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория
- Структура публичного выступления
- Основные виды аргументов
- Контрольные вопросы
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога»
- Дополнительная:
- Авдевнина о.Ю, Дмитриева о. И, Орлова нм- Уроки речевого мастерства Саратов, 1999., м., 1999.
- Словари