Научный стиль речи
Собственно-научный | Научно-информационный | Научно-справочный | Учебно-научный | Научно-популярный | ||||
жанры | ||||||||
монография статья доклад | реферат аннотация патентное описание | словарь справочник каталог | учебник словарь методич. пособие лекция и др. | очерк книга лекция статья |
Поясним таблицу.
Собственно-научные тексты. В них обязательно должно содержаться новое знание.
Они наиболее сложны для восприятия, поскольку предполагают полную осведомленность читателя в описываемой проблеме: автор не должен, например, объяснять значение общепринятых терминов. Собственно0научные тексты различаются объемом – выражается ли новая концепция – диссертация или решается частный научный вопрос – статья. Также объем работы определяется областью научного знания: тексты гуманитарные более «многословные», нежели естественнонаучные.
Научно-информационные тексты. Их особенность состоит в том, что они в краткой форме должны изложить основные идеи, содержащиеся в «большом» научном тексте. Таким образом, научно-информационные тексты являются текстами вторичными – они создаются в результате переработки других текстов.
Научно-справочные тексты. Дают читателю возможность найти информацию по интересующему его вопросу в данной области знаний. В связи с этим моделью справочного текста является список тем, перечисленных в алфавитном порядке. Особенности организации самой статьи в научно-справочных текстах определяется тем, какая область знания описывается справочным изданием. Обычно словарная статья состоит из заголовка, основного содержания и библиографии.
Учебно-научные тексты. Их особенности связаны с тем, что их читатели неспециалисты. Отсюда содержание не должно быть сложным для восприятия, информация должна вводиться последовательно: от простого к сложному, так, чтобы учащийся смог проследить логику данной науки. Каждый новый термин должен объясняться.
Научно-популярные тексты. Они во многом похожи на тексты учебно-научные: в них о сложных проблемах повествуется простым языком. Очень многие научно-популярные тексты используются в качестве учебной литературы.
Основные качества научной речи
Для научной речи характерны следующие качества:
объективность, которая проявляется
1) - в изложении разных точек зрения на проблему;
2) - в отсутствии субъективизма при передаче содержания;
3) - в безличности языкового выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания;
• логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с вводными словами во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы);
• доказательность - научная речь состоит из цепочки рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;
• точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов;
• обобщенность и отвлеченность (абстрагирование), которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголом, общенаучные слова: вопрос, проблема, имена существительные с абстрактным значением), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во вневременном значении: используются, относятся и безличные глаголы: следует считать), в использовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения часто указывают на страдательные обороты);
• насыщенность фактической информацией.
Языковые средства, используемые в научной речи, отражают ее стремление к точности, объективности, логичности, абстрактности.
В лексике научного текста очень много терминов, например: атом, индукция, плюрализм. Став термином, многозначное слово теряет возможность употребляться в нескольких значениях, например: союз, предложение, обстоятельство, дополнение — в лингвистике. Стремление к абстрактности определяет употребительность (частотность) слов с отвлеченным значением. Лексический состав научного стиля формируется за счет нейтральных общеупотребительных слов, а также соответствующих книжных слов. Слова сниженных стилистических пластов в научном тексте не используются, так же как и слова, имеющие субъективно-эмоциональную окраску.
Морфологические средства отбираются с учетом их соответствия основным требованиям стиля—обобщенности, абстрактности. Употребительными глагольными формами являются формы настоящего времени третьего лица, т. е. настоящее вневременное, постоянное, например:
Существительные склоняются. Соль растворяется. Первое место по степени употребительности принадлежит существительным среднего рода; а из форм падежа — родительному. Большое количество прилагательных в научной речи порождено обилием двухсловных терминов (сложное предложение, глухие согласные) и необходимостью описать все признаки предмета наиболее детально.
Синтаксической чертой научного стиля является использование пассивных конструкций — в роли подлежащего выступает не производитель действия, а объект, например: Нами рассмотрены предложения с однородными членами. В научной речи употребительны глаголы с суффиксом -ся, а также краткие страдательные причастия. Широко распространены в научном стиле безличные и инфинитивные предложения в роли главной , части сложноподчиненного предложения (необходимо заметить, что; может показаться, что). Среди сказуемых преобладают составные именные, причем связка часто "опускается, например: Подлежащее — главный член предложения. Логичность научной речи обусловила употребительность в ней сложных предложений с союзами, подчеркивающими смысловые отношения между частями предложения (так как, чтобы, однако). При этом в большинстве случаев главные части информативно не являются главными, так как основное содержание передается придаточной частью, например: Известно, что учение о трех стилях восходит к глубокой древности.
Логичность изложения в научном тексте подчеркивается специальными средствами—вводными словами (во-первых, наконец), словосочетаниями и предложениями (как уже было указано).
В отличие от разговорной, в научной речи порядок слов в предложении отражает логическую последовательность мысли — от темы сообщения к самому сообщению, от известного к неизвестному, например: Устная речь — это основной вид сообщения (книжн., научи.). Пятерку по алгебре я получила (разг.).
Одно из важнейших качеств научной речи - стремление к объективности - связано с умением использовать в своем исследовании научные наработки своих предшественников. Поэтому для студента очень важным умением является правильное оформление (в сносках или в списке) выходных данных использованной литературы.
Оформление выходных данных научных работ
МОДЕЛЬ 1
Выходные данные книги
Фамилия И.О. Название книги. - М: Феникс, 1999. - 356 с.
Образцы:
1. Толстая Т.Н. День. - М.: Подкова, 2002. - 416 с.
Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с
МОДЕЛЬ 2
Выходные данные статьи из сборника научных трудов
Фамилия И.О. Название статьи // Название сборника / Под ред. проф. В.Ф. Черных. -Саратов: СГТУ, 1999. - С. 35-39. Образцы:
1. Ланцова А.С. Функции невербальных компонентов в речевом общении //
Стратегии и практики коммуникации в современном обществе: В 2 ч. -Саратов: Научная книга, 2004. -4.2. -С. 81-85.
2. Плюснина Т.Д. Ораторское искусство и риторика в системе гуманитарной
подготовки магистров технических вузов // Проблемы формирования
современной языковой личности в образовательной системе вузов негуманитарного профиля: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. - СПб., 2001.-С. 12-13.
МОДЕЛЬ 3
Выходные данные статьи из научного журнала
Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. - 1999. -№3. - С. 35-39. Образец:
Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине // Русская речь. -1998. -№1. -С. 15-17.
МОДЕЛЬ 4
Выходные данные автореферата диссертации
Фамилия И.О. Тема диссертации: Автореф. дис. ... канд. техн. наук / Сарат. гос. техн. ун-т.-Саратов: СГТУ, 2003. - 24 с. Образец:
Батрак В.И. Повышение долговечности кинематических пар транспортных
машин: Автореф. дис......канд. тех. наук / Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург,
1997.-13 с.
Примечания:
1. Имя и отчество автора в инициалах указываются после (!!!) фамилии.
2. Названия работ, так же как и названия журналов и сборников научных трудов, даются без кавычек.
3. Место выхода книги (город) указывается только в модели 1. При этом подлежат сокращению только: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов-н/Д.). Остальные города указываются полностью.
4. Названия издательств не ставятся в кавычки.
5. При указании года издания буква «г» (год) отсутствует.
6. При оформлении выходных данных извлеченного источника (модели 2 и 3) указываются страницы, на которых он расположен: пишется заглавная «С» с точкой, далее следуют номера страниц. В варианте оформления целостного источника (модели 1; 4) указывается общее количество страниц, после чего пишется строчная «с» с точкой, указывающей на сокращение.
Другое, не менее важное свойство научной речи - логичность — проявляется прежде всего в целесообразно организованной структуре любой научной работы.
Композиция научного текста
Введение должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, формулируется цель работы. Нередко цель работы формулируется в виде тезиса. ТЕЗИС - это стержень речи, который автор постоянно держит в памяти, чтобы сохранить смысловое единство речи. Тезис содержит сжатый определенный ответ на основной вопрос, обсуждаемый в тексте. При создании тезиса речи необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в ней не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов.
Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. По сути, абзацы основной части научной статьи представляют собой отдельные аргументы в защиту тезиса.
Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.
.
При анализе логической структуры научного текста необходимо соблюдать следующую последовательность операций при вычленении тезиса: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего теста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание.
- «Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс
- Установочный модуль
- 1. Цели и задачи дисциплины:
- 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,
- Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,
- 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1. Распределение тем по модулям
- Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.
- 3. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.
- 1.Что такое «деятельность общения»?
- Лекция 2 Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика
- 2.1. Вербальное общение
- 3.2.Правила и приемы вербального общения
- Контрольные вопросы:
- 2.2.Невербальное общение
- 3.4 Правила и приемы невербального общения
- Лекция 3 Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
- 3.Эффективность речевого воздействия
- Контрольные вопросы
- Лекция 4 Законы общения, правила и приемы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5 Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- 1)Элитарный;
- 2)Среднелитературный;
- 3)Литературно-разговорный ;
- 4)Фамильярно-разговорный.
- 3. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- Лекция 6 научный стиль речи
- Научный стиль речи
- Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
- Пример правильной аннотации:
- Виды рефератов
- Типовой план для написания рецензии и отзывов
- 4.Краткое содержание работы.
- Лекция 7 официально-деловой стиль речи
- Текстовые нормы официально-делового стиля.
- Прошу представить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.Г.
- Особенности языка служебных документов
- Неправильно составленные официально-деловые документы часто становятся предметом сатиры.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8 публицистический стиль речи
- Функции стиля
- Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
- Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- Лекция 9 разговорно-бытовой стиль
- Контрольные вопросы
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория
- Структура публичного выступления
- Основные виды аргументов
- Контрольные вопросы
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога»
- Дополнительная:
- Авдевнина о.Ю, Дмитриева о. И, Орлова нм- Уроки речевого мастерства Саратов, 1999., м., 1999.
- Словари