logo
ОРКД 1 курс установка

4.Краткое содержание работы.

5.Общая оценка. (Оценивая работу в целом...; Суммируя результаты отдельных глав...; Таким образом, рассматриваемая работа...; Автор проявил умение разбираться в .... систематизировал материал и обобщил его...; Безусловной заслугой автора является новый методологический подход (предложенная классификация; некоторые уточнения существующих понятий...); Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты; Работа, бесспорно, открывает...)

6.Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том...: К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении...); Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...);

Существенным недостатком работы является...; Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечный результат работы...:Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее молено считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...; Упомянутые недостатки связаны не столько..., сколько...).

7.Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет большое значение...; Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..,;Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени...; Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

Учебно-научная речь

Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные ситуации, в которые попадает человек в разные периоды жизни в связи с тем или иным этапом своего воспитания и обучения. За каждой коммуникативной ситуацией закреплены наиболее типичные, распространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение.

Приведем пример учебно-научного текста. Гроза - атмосферное явление, вызываемое бурным скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами. Образование грозы связано с развитием сильных токов воздуха и мощных кучевых облаков и сопровождается внезапными и обильными осадками. В речевой учебной практике учащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ. Сообщение и ответ - выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой - продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета. В таком рассуждении выделяются тезис (то, что доказывается) и аргументы. В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение. Таким образом, структура отличного ответа такова:

  1. Теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.).

  2. Доказательная часть - пример.

  3. Объяснение примера.

Языковой пример - это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося. Объяснение примера - это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен материал, как учащийся соотносит общее и частное и умеет доказывать выдвинутое положение, что характеризует степень овладения учебно-научным стилем изложения. Существуют два типа объяснений примеров:

Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера:

Существуют различные виды ответов.

Приведем пример ответа-анализа. Проверка вычитания. Вычитание можно проверить сложением. Найдем разность: 96-75=21. Выполним проверку: 21+75=96. К разности прибавили вычитаемое, получили уменьшаемое. Следовательно, вычитание выполнено верно.

Овладение нормами учебно-научной речи приводит и к овладению существенными для научного общения смысло-речевыми категориями, такими, например, как согласие, несогласие, сомнение, уверенность, неуверенность, комментирование, аргументирование, оценка выдвинутых аргументов, разъяснение или защита точки зрения, дополнение мысли отвечающего (говорящего), утверждение, отрицание и пр.

Контрольные вопросы:

  1. В какой сфере применяется научный стиль?

  2. Какие качества научной речи вы можете назвать?

  3. Каковы особенности лексики научного стиля?

  4. Каковы особенности морфологии научного стиля?

  5. Каковы особенности синтаксиса научного стиля?

  6. Какие разновидности научного текста вы можете назвать?

  7. Какие жанры используются в каждой разновидности?

  8. Охарактеризуйте композицию научного текста.

  9. Перечислите известные вам виды вторичных текстов.

  10. Дайте характеристику аннотации.

  11. Какие виды рефератов существуют?

  12. Какие обязательные компоненты отражают рецензии?

  13. Чем характеризуется учебно-научная речь?

  14. В чем особенности жанров сообщения и ответа?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4