4.1. Распределение тем по модулям
№ п/п | 1 модуль |
1. | Общение как одна из главных потребностей человека. Общение и культура речи. Речевой этикет. Деятельность общения и речевая деятельность Речевая ситуация и ее компоненты. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения. Формы общения: закрытое, открытое, смешанное. |
2 | Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика. |
3. | Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
|
| Промежуточный контроль |
| 2 модуль |
4 | Законы общения, правила и приемы.
|
5 | Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. |
6 | Особенности научного стиля. Композиция научного текста. Требования к реферату, конспекту, тезисам, аннотации как жанрам научного стиля.
|
| Промежуточный контроль |
| 3 модуль |
7 | Официально-деловой стиль, его специфика
|
8 | Публицистический стиль, особенности функционирования в нем языковых единиц. Язык СМИ и реклама. Языковые особенности рекламных текстов. |
9 | Особенности разговорно-бытового стиля. |
| Промежуточный контроль |
| 4 модуль |
10 | Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
|
11 | Нормы устной и письменной речи. Ошибки, свойственные как устной, так и письменной речи. Нормы произношения и ударения, нормы словоупотребления, грамматические нормы.
|
| Промежуточный контроль |
12 | Итоговый контроль: экзамен |
| Вопросы к экзамену по курсу «Основы речевой культуры дефектолога» |
Общая оценка (экзамен) складывается из оценок промежуточных контрольных работ (практическая часть) и ответа на вопросы на экзамене (теоретическая часть).
Каждый модуль представлен несколькими лекциями. Каждая из них предваряется кратким понятийно-терминологическим аппаратом, содержит необходимый теоретический материал, вопросы для самоконтроля. В конце каждого модуля представлены практические задания, правильное выполнение которых и оценивается как промежуточный итог самостоятельной работы студента.
Рекомендуемая литература представлена в конце курса.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс
- Установочный модуль
- 1. Цели и задачи дисциплины:
- 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,
- Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,
- 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1. Распределение тем по модулям
- Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.
- 3. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.
- 1.Что такое «деятельность общения»?
- Лекция 2 Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика
- 2.1. Вербальное общение
- 3.2.Правила и приемы вербального общения
- Контрольные вопросы:
- 2.2.Невербальное общение
- 3.4 Правила и приемы невербального общения
- Лекция 3 Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
- 3.Эффективность речевого воздействия
- Контрольные вопросы
- Лекция 4 Законы общения, правила и приемы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5 Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- 1)Элитарный;
- 2)Среднелитературный;
- 3)Литературно-разговорный ;
- 4)Фамильярно-разговорный.
- 3. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- Лекция 6 научный стиль речи
- Научный стиль речи
- Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
- Пример правильной аннотации:
- Виды рефератов
- Типовой план для написания рецензии и отзывов
- 4.Краткое содержание работы.
- Лекция 7 официально-деловой стиль речи
- Текстовые нормы официально-делового стиля.
- Прошу представить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.Г.
- Особенности языка служебных документов
- Неправильно составленные официально-деловые документы часто становятся предметом сатиры.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8 публицистический стиль речи
- Функции стиля
- Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
- Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- Лекция 9 разговорно-бытовой стиль
- Контрольные вопросы
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория
- Структура публичного выступления
- Основные виды аргументов
- Контрольные вопросы
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога»
- Дополнительная:
- Авдевнина о.Ю, Дмитриева о. И, Орлова нм- Уроки речевого мастерства Саратов, 1999., м., 1999.
- Словари